Основные понятия о праве

Эту совокупность, выработанных общих правил поведения между людьми и их объединениями, принято называть социальными нормами.

Социальные нормы –правила поведения, регулирующие отношения между людьми. К социальным нормам относятся: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, традиции, религиозные нормы, правовые нормы, моральные нормы, политические нормы, эстетические нормы, обычаи делового оборота.

Право– одна из составляющих социальных норм.

 

Происхождение и понятие права

Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством. Невозможно существование государства без права, так и права без государства.

В первобытном (догосударственном) обществе жизнь и деятельность людей регулировалась обычаями. Существовали выработанные - зачастую веками - правила совместной охоты, разделения труда на женский и мужской, распределения добычи, вступления в брак, решения общих вопросов, наказания нарушителей, внутриродовых взаимоотношений.

Например, действовал обычай сдачи добытого в «общий котел», запрет на брак кровных родственников, ритуалы захоронения убитых в войнах и умерших сородичей.

Особенно велика была роль запретов – табу. Запреты – наиболее простая и относительно эффективная форма регулирования поведения. Посредством табу обеспечивался порядок внутри общества.

Соблюдались обычаи в силу привычки, авторитета. Само общество следило за соблюдением «вековых правил». Оступившегося поправляли либо наказывали.

Ввиду сложного состава родовых обычаев их часто называют мононормами. Слово «моно» (т.е. один) означает, что несколько общественных явлений слиты в одном правиле поведения.

Обычаи (мононормы) – это еще не право. Они послужили питательной средой для права, приготовили почву для появления права, как только появилось государство.

Право, состоящее из норм правовых обычаев, называется обычным правом. Через стадию обычного права прошли практически все древние государства.

На процесс возникновения и формирования права оказывало влияние множество факторов, это и специфика географического положения, культурно-историческое наследие.

С изобретением письменности государства поспешили закрепить свою волю в письменном виде. Характерно, что в первую очередь на письме закреплялись религиозные учения и правовые предписания. Родилось «писаное право» - "jus scriptum".

До наших дней дошли уникальные образцы древней правовой мысли – сборники писаного права, действовавшего века и тысячелетия. Наиболее известными и древним из них считаются так называемые «Законы Хаммурапи» в Вавилоне (ныне Ирак), «Законы XII Таблиц» в Древнем Риме, «Законы Ману» в Индии, Коран в мусульманских странах, идеи Конфуция в Китае, позднее - «Русская Правда».

В Европе помимо обычаев большую роль играло правотворчество государственных органов и судебное (прецедентное) право.

Хаммурапи был царем Вавилона примерно в XVIII веке до н.э. Вавилон – одно из древнейших государств восточного типа, располагавшееся на территории современного Ирака.

Законы времен Хаммурапи были высечены на каменных стелах, благодаря чему они дошли до нашего времени почти целиком.

Вот, например, одна из норм, содержащихся в Законах Хаммурапи:

«Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить».

Очевидно, что эта норма корнями уходит в обычаи первобытного общества, т.е. была мононормой. Видимо, такие случаи происходили довольно часто. Появившееся государство сохранило данную норму и подкрепило ее своей силой, заложило в нее свою волю.

"Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз". Здесь зафиксирован древний принцип ответственности: око за око, зуб за зуб. Он известен как "принцип талиона".