Время становления
«Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а их средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла верх над другой».
(К. Маркс. Соч. - Т.5. – С. 212)
Национальные особенности абсолютизма |
Франция Ø высокая роль государственно бюрократии, Ø активная протекционистская политика, Ø активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов, Ø сглаживание религиозно-гражданского конфликта и отход от конфессионально ориентированной политики, Ø наличие Генеральных штатов. |
Англия Ø отсутствие постоянной армии Ø отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии, Ø сохранение значительной роли Парламента (представительный орган власти), Ø активная конфессиональная политика, Ø пассивная протекционистская политика. |
Германия Ø зависимость от конфессиональных факторов политики, Ø сохранение региональной автономии. |
Испания Ø жесткая централизованная власть, Ø активная конфессиональная охранительная политика, Ø высокая политическая активность дворянства, Ø активная внешняя политика (колониальный протекционизм), Ø отказ от внутренней протекционистской политики. |
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
≈ ≈
Идеи о необходимости установления абсолютной власти царя были четко обоснованы во второй половине XVII в. в трудах Ю. Крижанича и С. Полоцкого.
Основные положения | |
Юрий Крижаничсчитал, что при «самовладстве»: лучше соблюдается всеобщая справедливость («равный суд монарха для всех); легче и лучше сохраняются покой и согласие в народе; это лучший способ правления для защиты страны от опасностей; «…самовладство подобно власти божией…»; только при такой форме правления возможны необходимые стране преобразования. | Симеон Полоцкий |
только такая власть («царь-самовластец») может обеспечить решение важнейших задач в области внешней политики; только такая власть может навести порядок внутри страны («…утолить всякие мятежи и установить вечный мир»), обеспечить «всеобщее благо» и «всеобщую справедливость». | |
С. Полоцкий и Ю. Крижанич понимали, что неограниченная власть монарха сама по себе не гарантирует порядок в государстве, его процветание и всеобщее благоденствие. Огромное значение приобретает: Ø сама личность государя; Ø его моральные качества; Ø его «мудрость». |
Именно этими авторами во второй половине XVII в. была заложена сама идея «просвещенного монарха», идея «просвещенного абсолютизма». С. Полоцкий считал распространение просвещения важнейшим средством исправления нравов, устранения пороков в обществе, ликвидации национальных бед и внутренних неурядиц.
При Петре I концепция «общего блага» получила дальнейшее развитие и обоснование в трудах Ф. Прокоповича. Она понималась как достижение благополучия в стране «через служение государственному интересу». Это становилось обязанность каждого подданного в соответствии с его сословной принадлежностью.