Возражения

Стратегия

Абстрактные побочные эффекты, в отличии от конкретных, не могут легко обнаруживаться компиляторами. В частности, недостаточно проверить, что сама функция сохраняет значения всех несекретных атрибутов - эффект может быть непрямым и зависит от вызовов других процедур и функций. Другая причина в том, что, как в примере max некоторые побочные эффекты могут в конечном итоге исчезать. Многие из компиляторов способны выдавать предупреждение, если функция модифицирует экспортируемый атрибут.

Поэтому Принцип Разделения Команд и Запросов является методологическим предписанием, а не языковым ограничением. Это не снижает его важности.

Каждый ОО-разработчик должен применять этот принцип без исключения. Я следую ему многие годы и не пишу функций с побочным эффектом. Наша фирма ISE применяет его во всех своих продуктах. Конечно, для тех, где используется язык C, этот принцип нельзя выдержать полностью, но и там мы применяем его всюду, где можно. Он помогает нам добиваться лучших результатов - в инструментарии и библиотеках, допускающих повторное использование, при расширениях и масштабировании.

Важно рассмотреть два общих возражения, приводимых при отказе от стиля, свободного от побочных эффектов.

Первое связано с обработкой ошибок. Часто функция с побочным эффектом в действительности является процедурой, а ее результат задает статус ошибок, которые могли возникнуть при работе процедуры. Но есть лучшие способы справиться с этой проблемой. Соответствующая ОО-техника позволяет клиенту после выполнения операции сделать запрос о ее статусе, представленном соответствующим атрибутом, как в следующем примере:

target.some_operation (...)

how_did_it_go := target.status

Заметьте, техника возвращения функцией статуса в качестве результата немного хромает. Она позволяет преобразовать процедуру в функцию, но хуже работает, когда подпрограмма сама является функцией, - что тогда делать с ее результатом? Возникают проблемы, когда статус задается не одним индикатором; в таких случаях нужно возвращать структуру, что близко к приведенной схеме, либо использовать глобальные переменные, что приводит к новым проблемам, особенно для больших систем, где многие модули могут включать состояние ошибки.

Второе возражение связано с общим недоразумением, например, считается, что интерфейс списка с курсором несовместим с параллельным доступом к объектам. Эта вера широко распространена (где бы я не читал лекции - в Санта-Барбаре, Сиэтле, Сингапуре, Санкт-Петербурге - всегда найдется человек, задающий подобный вопрос).

Недоразумение связано с тем, что в параллельном контексте имеется некоторая операция get доступа к буферу - параллельному аналогу очереди. Такая функция выполняется без прерываний и в нашей терминологии реализует как вызовitem, так и remove. Элемент возвращается в качестве результата функции, а удаление из буфера является побочным эффектом. Но использование подобных примеров в качестве аргументов в защиту функций get -стиля смешивает два понятия. Что нам действительно необходимо в параллельном контексте - это способ, дающий клиенту исключительный доступ к заготовленному элементу для выполнения некоторых операций. Имея такой механизм, можно защитить клиента, когда он выполняет последовательно операции:

x := buffer.item; buffer.remove

где гарантируется, что элемент, полученный при выполнении первой операции, будет действительно удален второй операцией. Такой механизм необходим вне зависимости от того, допускаем ли мы побочный эффект в функциях. Он, например, может понадобиться при выполнении операций удаления двух соседних элементов:

buffer.remove; buffer.remove

Гарантирование того, что удаляются два соседних элемента, никак не связано с побочными эффектами функций.

Позже в этой книге (см. лекцию 12) вопрос о параллельности будет подробно изучаться, там мы рассмотрим простой и элегантный подход к распределенным вычислениям, полностью совместимый с Принципом Разделения Команд и Запросов, который фактически поможет нам в достижении цели.