Качество работы поисковых систем

Основные критерии качества работы поисковой системы:

· релевантность (relevant) - степень соответствия запроса и найденного, уместность результата;

· полнота базы (fullness base) - отношение найденых ресурсов к имеющимся;

· пертинентность (pertinent) - cоотношение объема полезной информации к общему объему полученной информации;

Поисковые запросы

Запрос (query) - формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы.

Язык запросов (query language) — набор метасимволов и правил, в соответствии с которыми строится запрос к поисковой системе.

Знание и правильное применение языка запросов конкретной поисковой машины улучшает и упрощает пользователю процесс поиска информации.

Статистика запросов - сервис, предоставляющий информацию об обращениях пользователей к поисковой системе по «ключевым словам».

Статистика запросов поисковых систем - обязательный инструмент вебмастера и редактора сайта, необходимый элемент «белой оптимизации».

Язык запросов Яндекс

Яндекс обладает мощным языком запросов (query language), позволяющим контролировать все нюансы сложных поисковых задач: учитывать поисковый контекст; определять порядок слов и расстояние между словами в многословных запросах; искать по наличию одного, всех или избранных слов в запросе; учитывать или отключать морфологию; использовать скобки для построения сложных выражений запросов; осуществлять фильтрацию и т.д.

Синтаксис Назначение оператора Пример запроса
$title (запрос) Поиск текста в заголовке страниц (title) Язык запросов << $title (описание)
mime="тип_файла" Ограничивает поиск определенным типом файла:
  • HTML,
  • PDF,
  • DOC (Microsoft Word),
  • SWF (Macromedia Flash).
(Брестский && университет) << (mime="pdf" | mime="rtf")
lang="язык" Отбирает для поиска страницы, написанные на определенном языке:
  • белорусском (be),
  • английском (en),
  • французском (fr),
  • немецком (de).
geschwisterschaft << lang="de"
date="ГГГГ{*|ММ{*|ДД}}" Поиск производится только по страницам, дата которых удовлетворяет заданному условию. date="2008*10*"

Поисковая оптимизация

SEO (search engine optimization, оптимизация поисковых систем) - корректировка сайта для соответствия требованиям алгоритма поисковых систем, с целью поднятия позиции сайта в результатах поиска по определенным запросам пользователей.

Позиция сайта в результатах поиска связана с числом посетителей пришедших на него с поисковых систем, что очень важно для интернет-маркетинга. Конечная цель SEO - привлечение целевых пользователей с поисковых серверов на сайт.

Основные способы SEO: оптимизация под выбранные запросы HTML-кода, текстового контента, структуры и навигации сайта, регистрация в каталогах и т.д.

Black SEO (черная оптимизация) - использование для оптимизации методов, запрещённых поисковыми системами ( линкаторы, взаимный обмен ссылками, покупка ссылок с других ресурсов, автоматическая накрутка счетчиков, использование скрытого текста, агрегация стороннего контента, использование дорвеев, спамдексинга, клоакинга и т.д.

Линкаторы -автоматизированная система обмена ссылками.

Дорвеи — страницы, автоматически созданные для роботов поисковых систем, c контентом в виде бессмысленного набора ключевых слов, используемых в возможных поисковых запросах.

Скрытый текст - текст, который индексируется поисковыми роботами, содержит ключевые слова для придания «веса» оптимизируемой странице, но для пользователей не виден.

Клоакинг- анализ переменных запроса, при котором поисковой машине отдается содержимое сайта, отличное от того, которое видит пользователь.

Спамдексинг - сайты и страницы, созданные с целью манипуляций результатами поиска в поисковых машинах.

Персонализация поиска

Концепция "персонального поиска" предполагает, что поисковая машина знает кое-что о вас лично и ранжирует результаты поиска так, чтобы они более соответствовали вашим персональным потребностям. Ценой небольшой потери в широте охвата персональный поиск дает возможность заметно улучшить точность.