Качество работы поисковых систем
Основные критерии качества работы поисковой системы:
· релевантность (relevant) - степень соответствия запроса и найденного, уместность результата;
· полнота базы (fullness base) - отношение найденых ресурсов к имеющимся;
· пертинентность (pertinent) - cоотношение объема полезной информации к общему объему полученной информации;
Поисковые запросы
Запрос (query) - формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы.
Язык запросов (query language) — набор метасимволов и правил, в соответствии с которыми строится запрос к поисковой системе.
Знание и правильное применение языка запросов конкретной поисковой машины улучшает и упрощает пользователю процесс поиска информации.
Статистика запросов - сервис, предоставляющий информацию об обращениях пользователей к поисковой системе по «ключевым словам».
Статистика запросов поисковых систем - обязательный инструмент вебмастера и редактора сайта, необходимый элемент «белой оптимизации».
Язык запросов Яндекс
Яндекс обладает мощным языком запросов (query language), позволяющим контролировать все нюансы сложных поисковых задач: учитывать поисковый контекст; определять порядок слов и расстояние между словами в многословных запросах; искать по наличию одного, всех или избранных слов в запросе; учитывать или отключать морфологию; использовать скобки для построения сложных выражений запросов; осуществлять фильтрацию и т.д.
Синтаксис | Назначение оператора | Пример запроса |
$title (запрос) | Поиск текста в заголовке страниц (title) | Язык запросов << $title (описание) |
mime="тип_файла" | Ограничивает поиск определенным типом файла:
| (Брестский && университет) << (mime="pdf" | mime="rtf") |
lang="язык" | Отбирает для поиска страницы, написанные на определенном языке:
| geschwisterschaft << lang="de" |
date="ГГГГ{*|ММ{*|ДД}}" | Поиск производится только по страницам, дата которых удовлетворяет заданному условию. | date="2008*10*" |
Поисковая оптимизация
SEO (search engine optimization, оптимизация поисковых систем) - корректировка сайта для соответствия требованиям алгоритма поисковых систем, с целью поднятия позиции сайта в результатах поиска по определенным запросам пользователей.
Позиция сайта в результатах поиска связана с числом посетителей пришедших на него с поисковых систем, что очень важно для интернет-маркетинга. Конечная цель SEO - привлечение целевых пользователей с поисковых серверов на сайт.
Основные способы SEO: оптимизация под выбранные запросы HTML-кода, текстового контента, структуры и навигации сайта, регистрация в каталогах и т.д.
Black SEO (черная оптимизация) - использование для оптимизации методов, запрещённых поисковыми системами ( линкаторы, взаимный обмен ссылками, покупка ссылок с других ресурсов, автоматическая накрутка счетчиков, использование скрытого текста, агрегация стороннего контента, использование дорвеев, спамдексинга, клоакинга и т.д.
Линкаторы -автоматизированная система обмена ссылками.
Дорвеи — страницы, автоматически созданные для роботов поисковых систем, c контентом в виде бессмысленного набора ключевых слов, используемых в возможных поисковых запросах.
Скрытый текст - текст, который индексируется поисковыми роботами, содержит ключевые слова для придания «веса» оптимизируемой странице, но для пользователей не виден.
Клоакинг- анализ переменных запроса, при котором поисковой машине отдается содержимое сайта, отличное от того, которое видит пользователь.
Спамдексинг - сайты и страницы, созданные с целью манипуляций результатами поиска в поисковых машинах.
Персонализация поиска
Концепция "персонального поиска" предполагает, что поисковая машина знает кое-что о вас лично и ранжирует результаты поиска так, чтобы они более соответствовали вашим персональным потребностям. Ценой небольшой потери в широте охвата персональный поиск дает возможность заметно улучшить точность.