ПЕСНЬ ДЕСЯТАЯ

Четвертое небо - Солнце. - Мудрецы. - Первый хоровод 7-9. Смысл: "Подыми взгляд к небесным сферам и останови его в точкепересечения экватора и зодиака, где то и это встретилось движенье, то естьсуточное движение светил с востока на запад и годичное движение планет сзапада на восток". 13. Круг наклонный - то есть зодиак. 16-18. Смысл: "Если бы плоскость зодиака совпадала с плоскостьюэкватора, то погибло бы небесных сил немало, потому что влияние планет(включая Солнце) охватывало бы на земле только узкий пояс, и погибло бы чутьне все, чем дольный мир богат, в экваториальной зоне - от зноя, в умеренных- от однообразия времен года, в приполярных - от холода". 28. Первослуга природы - то есть Солнце. 31-33. С узлом вышепомянутым совместный... (см. ст. 8). - Находясь вданное время года, то есть вскоре после весеннего равноденствия, в областипересечения экватора и зодиакального пояса. Солнце приближалось к тропикуРака, движась (как объяснял Птолемей) винтообразно (по извоям), и с каждымднем все раньше наступал его восход. 34. И я был с ним. - То есть: "Я уже вступил в Солнце". 48. Солнце есть предел для глаз. - То есть мы не можем себе представитьничего более яркого, чем солнце. 49-51. Такое был блеск... семьи Отца. - То есть такими лучезарными былив четвертой небесной сфере души святых, которым бог-отец являет таинствоисхождения бога-духа и рождения бога-сына. 53. Пред Солнцем ангелов - то есть перед богом. Плотского - то естьвещественного солнца. 63. Целостная мысль моя распалась. - Мысль Данте, всецелососредоточенная на боге, обратилась также на окружающее. 64. Я был средь блесков мощных и живых. - В недрах Солнца поэтупредстают души мудрецов-богословов и философов. 67. Дочь Латоны - то есть Диана, Луна (Ч., XX, 130-132). 79. Баллата - песнь, сопровождающая пляску. 82. В одном из них послышалось... - Говорящий - Фома Аквинский, илиФома Аквинат (ст. 99), схоластический философ и богослов (1225-1274), учениекоторого послужило основой наиболее реакционных течений в католицизме. 94-95. Я был одним из агнцев - то есть монахом-доминиканцем. 96. Тук найдут - то есть обретут внутреннее совершенство (ср. Р., XI,25, 139). 98. Альберт из Колоньи (Кельна) - Альберт фон Больштедт (1193-1280),немецкий богослов и философ, учитель Фомы Аквинского. 104-105. Грациан - Франческо Грациано, монах-правовед XII в., автор такназываемого "Decretum Gratiani", где приведены в согласование положениясветского и церковного права, на что и указывают слова: "кем стоят и тот иэтот суд". 107-108. Петр - Петр Ломбардский, богослов XII в. В предисловии к своим"Сентенциям" он сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей,пожертвовавшей храму свою лепту. 109-114. Тот, пятый блеск - библейский царь Соломон. Мир о нем услышатьполой жажды, не зная, спасен ли он или осужден за то, что в старостипоклонялся идолам. 115-117. Светоч - Дионисий Ареопагит (I в.), первый афинский епископ,которому в средние века приписывалось сочинение "О небесной иерархии". 118-120. Счастливый огонек - Павел Орозий (IV-V вв.), автор сочиненияпо всемирной истории, где он выступает апологетом христианства. 125-129. Безгрешный дух - Боэций (V-VI вв.), римскийфилософ-неоплатоник, ученый-писатель и государственный деятель. Заподозривего в замыслах против остготского владычества, Теодорих заточил его втюрьму, где он и умер от пыток. В тюрьме Боэций написал свой труд "Обутешении философией". В средние века его считали христианином. 128. Чельдоро - название церкви в Павии. 131-132. Исидор Севйльский - испанский богослов и энциклопедист (умер в636 г.). Беда Достопочтенный - английский богослов, историк и грамматик (ок.673-735). Рикард - богослов-мистик XII в. 133-138. Сигер Брабантский - философ XIII в., последователь Аверроэса,профессор Парижского университета, здания которого были расположены в"Соломенном проулке" (rue du Fouarre). Обвиненный в ереси, он обратился кпапскому суду, для чего прибыл в Орвьето. Здесь он, по одной версии, былубит своим секретарем. 139. И как часы... - Хоровод состоит из двенадцати мудрецов. 140. Невеста божья - то есть церковь.