ЦКК КПСС 3 страница

Согласно Конституции формируется Конституционный Суд из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возла­гается контроль за конституционностью нормативных актов в госу­дарстве.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Респуб­лики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, рати­фицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Бела­русь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Бе­ларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и ука­зам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Рес­публики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституцион­ности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фак­тов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конститу­ционной законности в стране.

 

5. Правительство

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающе­го перечня лиц, входящих в состав Правительства. В части четвертой ст. 106 Основного Закона лишь указано, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Пра­вительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответствии с п. 7 ст. 84 Конституции структуру Пра­вительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, минист­ров и других членов Правительства.

Количество членов Правительства, в том числе и заместителей Премьер-министра, определяется Президентом Республики Беларусь.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответ­ствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью
Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об основных направлениях деятель­ности Правительства и о всех его важнейших решениях.

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. До сформирования нового Пра­вительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия.

Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Оно осуществляется с согласия Па­латы представителей.

Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кан­дидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

Основные полномочия Правительства предусмотрены в Консти­туции Республики Беларусь (ст.ст. 106 - 108). Они детально раскры­ваются в принятом 5 мая 1998 г. законе "О Совете Министров Рес­публики Беларусь и подчиненных ему государственных органах".

Согласно Конституции и закону в экономической сфере Прави­тельство обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Бела­русь, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, кон­цепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития эконо­мики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса; и др.

В области бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики; еже­годно разрабатывает и представляет Президенту Республики Бела­русь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предос­тавляет в порядке, установленном Президентом Республики Бела­русь, правительственные гарантии; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тари­фов, совершенствованию системы цен и тарифов; исходя из главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных до­ходов и расходов населения, и др.

В области занятости и труда Правительство принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд, то есть права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной под­готовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоро­вые и безопасные условия труда; разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения; и др.

Правительство призвано осуществлять широкий спектр меро­приятий в социально-культурной сфере. Оно обеспечивает проведе­ние единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством Рес­публики Беларусь уровня социального обеспечения; и др.

В области окружающей среды Правительство определяет госу­дарственную политику в области охраны окружающей среды, поря­док использования природных ресурсов; определяет государствен­ную политику в области гидрометеорологической деятельности; осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды; определяет государственную политику в области обеспечения технической, ядерной и радиационной безопасности потенциально опасных объек­тов, предупреждения аварий и катастроф; и др.

В области обеспечения национальной безопасности и обороны принимает меры по защите национальной безопасности и обороно­способности, независимости и территориальной целостности Респуб­лики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Бе­ларусь или другими определенными им государственными органами; решает вопросы военного строительства, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной защиты республики, а также строительства и размещения на территории Республики Бела­русь оборонных объектов; осуществляет контроль за подготовкой граждан к военной службе и призывом их на военную службу, а так­же регламентирует воинский учет призывников и военнообязанных; и др.

В области внешней политики Правительство осуществляет коор­динацию деятельности в сфере отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями; прини­мает практические меры по реализации и защите внешнеполитиче­ских интересов Республики Беларусь; проводит переговоры и заклю­чает международные договоры по вопросам, относящимся к его ком­петенции; принимает меры по обеспечению выполнения междуна­родных договоров Республики Беларусь.

Правительство осуществляет ряд других полномочий, в частно­сти, в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Правительство активно взаимодейст­вует по ряду вопросов, прежде всего, в законодательной сфере, ис­полнении законов с Национальным собранием, а также местными Советами депутатов.

 

 

6. Органы местного управления и самоуправления.

 

Согласно ст. 117 Конституции местное управление и самоуправ­ление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориаль­ного общественного самоуправления, местные референдумы, собра­ния и другие формы прямого участия в государственных и общест­венных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах админист­ративно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, рай­она, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов — представительные органы государственной вла­сти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального обществен­ного самоуправления.

Единую систему местных Советов депутатов в Республике Бела­русь составляют сельские, поселковые, районные в городах (в на­стоящее время упразднены), городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей террито­рии.

В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко опре­делять полномочия Советов, имеющие различное название.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советов; к базовому — городские (городов областного подчинения), районные Советы; к областному — областные Советы. Минский городской Со­вет обладает правами базового и областного Совета.

В соответствии со ст. 118 Конституции местные Советы депута­тов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета являются исполнитель­ный комитет, обладающий правами юридического лица.

В состав исполнительного комитета помимо его председателя, входят заместители (заместитель) председателя исполкома, управ­ляющий делами (в сельских, поселковых, городских (городов район­ного подчинения), районных в городах исполнительных комитетов — секретарь) и члены исполнительного комитета.

Председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается обла­стным Советом.

Кандидатуры заместителей председателя исполнительного коми­тета, управляющего делами и персональный состав исполнительного комитета председатель областного исполнительного комитета должен согласовать с Президентом, после чего он вправе произвести соответ­ствующие назначения.

Назначение на должность и освобождение от должности предсе­дателей районных (городских) исполнительных комитетов и пред­ставление их кандидатур на утверждение районных (городских) Со­ветов депутатов осуществляется председателем областного исполни­тельного комитета. Он же принимает окончательное решение о на­значении председателей районных (городских) исполнительных ко­митетов в случае повторного отказа соответствующих Советов депу­татов утвердить предложенные кандидатуры.

Утверждение в должности заместителей, управляющего делами и персональный состав исполнительного комитета производится председателем рай­онного, городского исполнительного комитета по согласованию с областным исполнительным комитетом.

Важнейшими полномочиями органов местного самоуправления (в данном случае местных Советов депутатов) является утверждение программы экономического и социального развития (ст. 121 Консти­туции). С учетом особенностей компетенции местных Советов, раз­личных уровней (первичного, базового, областного) они также вправе утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы (ст. 161, 17, 18 закона о местном управлении и самоуправлении). На них возлага­ется также организация, контроль и утверждение отчетов о выполне­нии этих программ.

В области бюджета и финансов местных Советов депутатов ут­верждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполне­нии; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сбо­ры.

Местные Советы депутатов определяют в пределах, установлен­ных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью. Они определяют правовой режим имущества, вхо­дящего в коммунальную собственность соответствующего админист­ративного территориального образования. К компетенции Советов депутатов базового уровня относится дача согласия на размещение и развитие на территории Совета предприятий, хозяйственных органи­заций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующего административно-территориального образования; рассматривают планы и программы размещения, развития и специа­лизации предприятий (объединений) и социально-культурных учреж­дений различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие ор­ганы управления и др.

В области земельных отношений, использования природных ре­сурсов местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ве­дении Советов.

Местные Советы депутатов осуществляют управление учрежде­ниями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспе­чения и другими находящимися в их ведении учреждениями и организациями.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядитель­ные органы на основании действующего законодательства принима­ют решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории.

Вышестоящие представительные органы вправе отменить реше­ния местных Советов депутатов, не соответствующие законодатель­ству. Решения местных исполнительных и распорядительных орга­нов, не соответствующие законодательству, отменяются соответст­вующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Бе­ларусь.