ЦКК КПСС 1 страница

Генеральный секретарь ЦК КПСС

Оргбюро ЦК

Секретариат ЦК

Политбюро ЦК КПСС

Политбюро́ ЦК КПСС было высшим партийным органом, руководившим политической работой ЦК между его Пленумами. Как постоянный орган действовало после VII съезда РКП(б). Решало наиболее важные политические, хозяйственные и внутрипартийные вопросы.

C 1952 по 1966 называлось «Президиумом ЦК КПСС».

Теоретически Политбюро избиралось на пленумах ЦК КПСС, однако на практике оно избиралось после съездов КПСС. (До 1991 было 28 съездов).

В состав Политбюро ЦК КПСС входили члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро, и секретари ЦК КПСС.

Политбюро ЦК КПСС состояло из 7 (в 1924—25) до 25 (в 1952—53) членов. Как правило, в состав Политбюро ЦК КПСС входили:

1. Генеральный секретарь ЦК КПСС

2. председатель Совета министров СССР,

3. председатели Президиума Верховных советов СССР и РФ,

4. министры обороны и иностранных дел в апреле 1973- июле 1990,

5. первые секретари ЦК КП Украины,

6. Московского и/или Ленинградского ГК КПСС.

 

При Н. С. Хрущёве в состав Президиума ЦК стали включать первых секретарей некоторых республиканских компартий (традиция сохранилась и позднее), а в 1990-1991гг. в Политбюро по должности входили первые секретари всех республиканских ЦК (в том числе сразу двух КП Эстонии).

В его состав входили только секретари ЦК КПСС.

В 1990 были введены 5 членов Секретариата, не являвшихся секретарями ЦК КПСС.

Этот орган существовал в 1919-52, однако фактически дублировал деятельность Секретариата и по этой причине реальной роли не играл.

· В 1918—1919 — Председатель Секретариата ЦК РКП(б), в 1919—1922 — Ответственный секретарь ЦК РКП(б), в 1953—1966 — Первый секретарь ЦК КПСС

· До назначения И. В. Сталина (1922) должность ответственного секретаря ЦК была чисто технической и не связанной с партийным руководством. Однако уже за несколько лет до этого сложилась практика, когда (ответственные) секретари местных партийных комитетов являлись их руководителями.

1918-1919 – Яков Михайлович Свердлов

1919 – Елена Дмитриевна Стасова

1919-1920 Николай Николаевич Керенский

1921-1922 – Вячеслав Михайлович Молотов

1922-1952 - Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили).

В 1934 г. должность генерального секретаря была отменена решением XVII Съезда ВКП(б), и все секретари ЦК формально стали равными. Однако на практике это решение не было выполнено. В 1952—1953 также формально ни один из секретарей ЦК не был «первым», а на заседаниях Политбюро и ЦК председательствовал Председатель Совета министров СССР.

1953 -1964 - Никита Сергеевич Хрущев.

1964 – 1982 – Леонид Ильич Брежнев.

1982-1984 – Юрий Владимирович Андропов.

1984 – 1985 – Константин Устинович Черненко.

1985-1991 Михаил Сергеевич Горбачев.

Центральная Контрольная Комиссия (ЦКК) КПСС избиралась на съездах КПСС, как и ЦК. Рекордно большой состав (около 120) её был избран на XV съезде ВКП(б) в декабре 1925. Затем пленумы ЦКК избирали Президиум ЦКК. На XIX съезде КПСС (1952)в ЦКК было избрано рекордно малое количество (37) членов ЦКК. На пленумах ЦКК Президиум ЦКК уже не избирался. Однако на XXVIII съезде КПСС (1990) уже вновь в ЦКК избрано много членов. I пленум ЦКК избрал вновь её Президиум. А с апреля 1991 Президиум ЦКК имел своё бюро.

Политбюро́ ЦК КПСС — руководящий орган ЦК КПСС, в который входили наиболее влиятельные члены Центрального Комитета, определяющие политику партии, а в условиях однопартийной системы — и всего государства, поскольку, согласно Конституции СССР, КПСС являлась руководящей и направляющей силой советского государства. Таким образом, члены Политбюро фактически входили в число высшего руководства СССР, даже если формально не занимали государственных постов.

Впервые политбюро ЦК РСДРП (б) во главе с Лениным было образовано на заседании ЦК 10 (23) октября 1917 для политического руководства вооружённым восстанием (в него входили Ленин, Сталин, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бубнов). Воссоздано как постоянно действующий орган в 1919 на VIII съезде РКП(б). Именовалось Политбюро ЦК РКП(б), впоследствии — Политбюро ЦК ВКП(б), а в 1952—1966 — Президиумом ЦК КПСС. Прежнее название возвращено XXIII съездом КПСС в 1966.

Согласно Уставу КПСС, Политбюро ЦК КПСС избиралось на пленумах ЦК КПСС для руководства работой партии в период между пленумами ЦК, однако на практике его состав определялся кулуарно, узким кругом партийного руководства. Именно Политбюро ЦК КПСС принимало решения, которые впоследствии утверждал ЦК КПСС.

В состав Политбюро ЦК КПСС входило от 10 (в 1920-х годах) до 25 (в 1970-х годах) членов.

Рекорд и антирекорд продолжительности пребывания в составе Политбюро принадлежат двум Маршалам Советского Союза: дольше всего членом Политбюро (Президиума) ЦК КПСС был Климент Ворошилов (34 с половиной года), меньше всего — Георгий Жуков (120 дней).

Генера́льный секрета́рь ЦК КПСС, неофициально Генсе́к (в 1922—1952 ЦК ВКП(б), в 1953—1966 Пе́рвый секрета́рь) — высшая должность в партийных органах Советского Союза.

Введена в 1922 и первоначально носила менее важный, скорее технический характер; на этот пост был избран И. В. Сталин, который к концу 1920-х годов сосредоточил в своих руках абсолютную власть в стране; с этого времени слова «Генеральный секретарь» и «глава государства» фактически становятся синонимами. После XVII съезда ВКП(б) (1934) Сталин не использовал этот титул (подписываясь «секретарь ЦК»), хотя формально сохранял его вплоть до XIX съезда КПСС (1952). В результате изменений в руководстве партии, принятых на этом съезде, пост генсека был упразднён.

13 сентября 1953 года был учреждён пост Первого секретаря ЦК партии, на который был избран Н. С. Хрущёв. На XXIII съезде КПСС, состоявшемся при Брежневе, в 1966 году, были восстановлены употреблявшиеся до 1952 года названия: «Генеральный секретарь» вместо «Первый секретарь» и «Политбюро ЦК КПСС» вместо «Президиум ЦК КПСС».

Пост Генерального секретаря ЦК КПСС существовал до 1991 года и прекратил существование одновременно с приостановлением деятельности партии.

В 1990-1991 существовала должность Заместителя Генерального секретаря ЦК КПСС, единственным человеком, занимавшим этот пост, был В. А. Ивашко. Во время путча ГКЧП Ивашко исполнял обязанности Генсека.

Съезд КПСС — согласно уставам Коммунистической партии, высший орган руководства партией, регулярно созываемые собрания её делегатов. Всего состоялось 28 съездов, отсчёт ведётся от первого съезда РСДРП в Минске в 1898. После Октябрьской революции в 1917-1925 съезды проходили ежегодно, затем до войны менее регулярно; самый большой перерыв — между XVIII и XIX съездами (13 лет, 1939-1952). В 1961-1986 проводились каждые 5 лет. Последний, 27 съезд КПСС как правящей партии был в 1990;

Центральный Комитет КПСС (до весны 1917: ЦК РСДРП; 1917-1918 ЦК РСДРП(б); 1918-1925 ЦК РКП(б); 1925-1952 ЦК ВКП(б)) — высший партийный орган в промежутках между съездами партии. Рекордный по численности состав ЦК КПСС (412 членов) был избран на 28 съезде ЦК КПСС (1990). На Пленумах ЦК избирал Политбюро (Президиум), Секретариат и Оргбюро ЦК, Комиссию партийного контроля (1934-1990).

 

4. Укрупнения БССР 1924 и1926 гг. Высшие органы управления во второй половине 30-х годов.

В состав БССР, провозглашенной 31 июля 1920 г., входило 6 неполных поветов Минской губернии. Белорусские деятели культуры, советского и партийного руководства БССР, прежде всего А. Г. Червяков, В. М. Игнатовский и др., неоднократно ставили в ЦК РКП(б) вопрос о включении в БССР восточно-белорусских земель.

Включение этих территорий в состав БССР происходило в сложных политических обстоятельствах. На фоне активного сопротивления губернских властей и отсутствия массовой поддержки со стороны местного населения при определении границ республики значительная роль отводилась внешнеполитическому фактору. Присоединение к БССР районов с большинством белорусского населения противопоставлялось политике национального угнетения, которая проводилась Польшей в Западной Беларуси.

Прирастившая территории Советская Беларусь должна была стать единым центром притяжения белорусского национально-освободительного и революционного движения за границей. При постановке территориального вопроса руководство БССР придерживалось тактики последовательных обращений и поиску сторонников в центральных партийных, советских и хозяйственных органах. И в 1924 г., и в 1926 г. проблема границ БССР сначала рассматривалась в ЦК РКП(б), и только после разрешения вопроса в партийном порядке принятое постановление проводилось через союзные, республиканские и губернские Советы.

В результате укрупнения 1924 г. территория Советской Беларуси увеличилась более чем в 2 раза и составила 110 584 км2, количество населения достигло 4,2 млн человек. В результате 2-го укрупнения в 1926 г. территория республики увеличилась еще на 15 727 км2, а населения – на 649 тыс. человек. В начале 1927 г. территория БССР составила 125 950 км2, а населения около 5 млн. человек, 80 % из которых составляли белорусы.

Высшие органы и органы управления во 2-й половине 30-х годов

В соответствии с решением II Всебелорусского съезда Советов (1920 г.) высшим органом государственной власти в БССР становился съезд Советов Беларуси, а в период между съездами – ЦИК и его Президиум. Председатель ЦИК одновременно являлся и председателем Совета Народных Комиссаров (до 1924 г.). Вторая сессия ЦИК БССР (5 февраля 1921г.) утвердила положение о Совете Народных Комиссаров, согласно которому ему принадлежало право издавать «декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимать все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни». Для руководства различными отраслями народного хозяйства и культуры предусматривалось создание 15 народных комиссариатов. Создание СССР и принятие Конституции СССР 1924 г. вызвали необходимость изменений и в конституционном законодательстве БССР, это и осуществил VI Всебелорусский (Чрезвычайный) съезд Советов (март 1924 г.). VII Всебелорусский съезд Советов (11 марта 1927 г.) утвердил Конституцию БССР 1927 г., в которой подтверждалось, что БССР «есть социалистическое государство диктатуры пролетариата», а носитель верховной власти – Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Фактически от имени пролетариата диктатуру осуществляла Коммунистическая партия. В результате произошло слияние партийного и советского государственного аппаратов (государственные руководители входили в состав партийных органов, а партийные руководители в состав государственных советских учреждений). В соответствии с Конституцией БССР 1937 г. вместо съезда Советов и избранного им ЦИК и его Президиума высшим органом власти становится Верховный Совет БССР и Президиум Верховного Совета. БССР объявлялась социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которой составляли Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Все наиболее важные вопросы государственной жизни относились к компетенции союзных органов.

Единой правящей и направляющей силой была Коммунистическая партия. Х съезд РКП(б) (8─16 марта 1921 г.) принял специальную резолюцию «О единстве партии», согласно с которой фракции в РКП(б) были запрещены. В результате начались ликвидации оппозиционных партий, введение цензуры и т. д. В 1921 г. арестовано 860 активных членов Белорусской партии социалистов-революционеров (БПС-Р), в июне 1924 г. партия самораспустилась. В 1921 г. самоликвидировался Бунд, распалась Еврейская коммунистическая партия. Первоначально участники небольшевистских партий и движений могли отказаться от своих политических взглядов, вступить в Компартию и работать в различных учреждениях и ведомствах. К середине 1920-х г. многопартийность в СССР была ликвидирована. Крайний централизм власти и управления привел к разрастанию аппарата. Абсолютизация властных функций партии вела к утверждению полной ее монополии на власть, к расширению репрессий против оппозиции и инакомыслия. Коммунистическая партия также подвергалась периодическим проверкам наличного состава членов и «чисткам», велась борьба и с оппозициями внутри партии. В 1921 г. количество исключенных из КП(б)Б достигло почти 20 %, в 1924 г. – 4,2 %, в 1929 г. – 3717 человек.

Однако свертывание нэпа сопровождалось отступлениями от проведенных реформ и в политической системе. Инструкция 1925 г. по выборам в Советы в июле 1926 г. была отменена, новые инструкции снова значительно расширили категории лиц, лишенных избирательных прав. Во второй половине 1920-х гг. был усилен контроль Советов над сходами крестьян, которые нередко принимали нежелательные для властей резолюции. Сельские Советы определяли, какие вопросы выносить на сход, назначали докладчиков и предлагали проекты решений. В собраниях могли участвовать только те, кто имел избирательные права. Усиливался контроль партии за деятельностью самих Советов. Списки кандидатов в Советы составлялись партийными организациями и согласовывались с райкомом партии. Созыву каждого съезда Советов БССР или сессии ЦИК предшествовал пленум ЦК КП(б)Б, который определял порядок дня и принимал по ним проекты решений. Такой же порядок устанавливался и в отношении местных Советов. Функции Советов ограничивались хозяйственными и культурно-организационными вопросами. Комсомол и профсоюзы также действовали под строгим партийным контролем, усилилась цензура. В конце 1920-х гг. отказ от участия в выборах уже рассматривался как негативное отношение к партии и советской власти.

Перевыборы 1930 г. в сельские Советы, которые не справлялись с задачами коллективизации, были остановлены по причине массового выхода крестьян из сельскохозяйственных артелей. В острой борьбе проходили выборы Советов 1931 г. Крестьяне срывали предвыборные собрания, отказывались от участия в них. В результате не был избран каждый третий кандидат, рекомендованный партийными организациями и группами бедноты.

 

Тема 8 Высшие и республиканские органы власти

и управления в 40-80-е годы 20 в.

 

1. Восстановление госаппарата БССР после Великой Отечественной войны

2. Высшие органы власти СССР и БССР.

3. Союзные и республиканские органы отраслевого управления: состав, основные изменения, вносимые в устройство и порядок деятельности.

4. Конституция СССР 1977 г. и БССР 1978 г. Изменения в госаппарате.

 

1. Восстановление госаппарата БССР после Великой Отечественной войны

В послевоенный период главной задачей, стоявшей перед руководством республики, было восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., разработанный на основе общесоюзного пятилетнего плана. Верховный Совет утвердил также Указы Президиума Верховного Совета БССР "О преобразовании Совета Народных Комиссаров БССР в Совет Министров БССР", об образовании новых союзно-республиканских министерств и другие.

В феврале 1947 г. на основе нового положения о выборах прошли выборы в Верховный Совет БССР, который сформировал постоянные комиссии, утвердил Указы Президиума Верховного Совета, избрал новый Президиум, Верховный Суд, образовал правительство республики, создал редакционную комиссию по изменению и дополнению Конституции. На второй сессии Верховного Совета БССР в июле 1947 г. был принят закон "Об изменении и дополнении текста Конституции БССР", в соответствии с которым за высшими органами государственной власти республики было закреплено право на принятие законодательства о браке и семье, утверждение отчета об исполнении государственного бюджета БССР, вносились уточнения в гарантии прав граждан на отдых и образование. Статья о равноправии женщины с мужчиной была дополнена положением о государственной помощи многодетным и одиноким матерям.

Активную работу проводил Президиум Верховного Совета БССР, в составе которого действовали отделы: информационно-статистический, юридический, по учету и регистрации награжденных, по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании, финансово-хозяйственный, а также канцелярия Президиума и приемная Председателя Президиума Верховного Совета республики. С 1946 по 1955 гг. Президиум Верховного Совета руководил организационно-массовой работой местных Советов, утверждал положения о выборах, принимал указы о порядке проведения выборов, решал вопросы административно-территориального деления в республике, ратифицировал международные договоры, решал международно-правовые вопросы, осуществлял нормотворческую деятельность.

В последующие годы развивается контрольно-надзорная и распорядительная деятельность Верховного Совета БССР, появляются новые комиссии: законодательных предположений, по иностранным делам, мандатная. В 1957г. начинает действовать комиссия по народному образованию и культурно- просветительной работе, по здравоохранению и социальному обеспечению, по жилищному строительству, коммунальному хозяйству и благоустройству, по сельскому хозяйству. В 1960 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета, в соответствии с которым были определены два главных направления их деятельности: подготовка законопроектов и контроль за исполнением законов и их эффективностью. К 1969 г. число комиссий возросло до 15.

 

В контрольно-распорядительной деятельности Президиума Верховного Совета БССР основными являлись следующие направления: совершенствование организаторской деятельности местных Советов, развитие и организационное укрепление общественных
организаций трудящихся, охрана прав и законных интересов граждан республики.

Президиум ВС БССР проводил большую работу по упорядочению
административно-территориального устройства республики, организации выборов Советов депутатов трудящихся и народных судов, толкованию действующего законодательства, а также по ратификации международных актов.

В этот период в соответствии с Конституцией БССР на каждой сессии Верховного Совета республики нового созыва формировался состав правительства - Совет Министров БССР. Задачи по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства республики обусловливали большую организационную и нормативно-правовую деятельность правительства.

В 1957 г. в СССР была осуществлена перестройка управления промышленностью и строительством. Вместо системы министерств, организованных по отраслевому принципу, для руководства народным хозяйством была создана система совнархозов, построенных по территориальному принципу. Реорганизация была проведена на основе закона СССР от 10 мая 1957 г. "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" с целью более оперативного управления народным хозяйством.

В связи с проведенной реорганизацией и образованием Совнархоза в СССР были упразднены девять министерств. Это привело к сокращению состава Совета Министров республики.

Совнархоз выступал как орган государственного управления народным хозяйством, наделенный определенными исполнительно- распорядительными полномочиями. В частности, он осуществлял руководство порученными ему отраслями хозяйственной жизни и переданными ему в подчинение предприятиями, стройками и иными организациями. В пределах своей компетенции, на основании и во исполнение законов СССР и БССР, а также постановлений Совета Министров СССР и Совета Министров БССР Совнархоз республики издавал постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему предприятиями и организациями на территории БССР. Постановления и распоряжения СНХ БССР могли быть изменены, отменены или дополнены Советом Министров БССР. Совнархоз БССР являлся коллегиальным органом, а его структурные подразделения (управления и отделы) разрешали все вопросы на основе единоначалия.

Организация управления народным хозяйством по
территориальному принципу через совнархозы несколько
расширила возможности специализации и

кооперирования в пределах экономического района, однако, со временем, было признано, что такая система не соответствует возросшим потребностям страны, так как управление отраслями производства было раздроблено по многим экономическим районам, и поэтому руководство народным хозяйством ослабло. Законом СССР "Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления" от 2 октября 1965 г. и одноименными законами союзных республик совнархозы были упразднены. Были созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские отраслевые министерства и ведомства.

После реорганизации управления народным хозяйством страны в 1965 г. в Беларуси количество министерств возросло: как союзно-республиканских, так и республиканских.

 

Тема 9 Государственный аппарат Республики Беларусь

в первой половине 90-х годов 20 в.

 

1. Провозглашение независимости БССР. Декларация о государственном суверенитете. Распад СССР и создание СНГ.

2. Конституции 15 марта 1994 г. Изменения в государственном устройстве.

3. Республиканский референдум 24 ноября 1996 г. И его решения.

 

1. Провозглашение независимости БССР. Декларация о государственном суверенитете. Распад СССР и создание СНГ.

В конце 80-х - начале 90-х гг. отчетливо стало наблюдаться нарастание движения народов за выход из СССР и стремление республик к получению действительного государственного суверенитета. Одним из первых к практической реализации этих целей приступили республики Прибалтики. Так, в марте 1990 г. Верховный Совет Литвы объявил о восстановлении полного государственного суверенитета, который она потеряла в 1940 г. в связи с насильственным присоединением к СССР. О своем суверенитете объявили так же Латвия и Эстония. В Беларуси движение за национальное возрождение и независимость от имперского Центра так же усилилось, однако оно предусматривало прежде всего коренное преобразование Союза ССР в действительно демократическое правовое государство, основанное на добровольном объединении равноправных суверенных республик.

27 июля 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, которая означала, что Беларусь выбрала собственный путь развития, хотя и не исключала возможности объединения вместе с другими республиками в новый Союз. В марте 1991г. на референдуме большинство населения республики высказалось за вхождение в обновленный Союз. За полную государственную независимость Беларуси и отказ от вхождения в Союз с самого начала выступил БНФ и возглавляемая им оппозиция в Верховном Совете, а так же разные течения и группы белорусской интеллигенции.

В марте 1991 г. Верховный Совет БССР принял
постановление "О концепции нового Союзного договора", в
котором предусматривалось: "1. Признать целесообразным вхождение Белоруской ССР в состав Союза ССР, с учетом преобразования его в действительно демократическое правовое государство, основанное на добровольном объединении равноправных суверенных республик. 2. Считать необходимым участие Белорусской ССР в подготовке Союзного договора".

Одновременно в этом же месяце был принят закон "Об основных принципах народовластия в Белорусской ССР". Статья 1 Закона гласила: "Вся власть в Белорусской ССР принадлежит народу Белорусской ССР, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Исключительное право выступать от имени всего народа республики принадлежит Верховному Совету Белорусской ССР".

Верховный Совет принял так же закон "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР", которым определил систему и экономическую базу местного самоуправления в республике, закрепил основы правового положения местных органов территориального общественного самоуправления.

Однако надежды обеспечить суверенитет республик
и в тоже время сохранить Союз оказались несбыточными.
Этому противостояли две противоположные силы. С
одной стороны, радикально-патриотические

национальные движения в республиках, влияние которых быстро возрастало, требовали полной независимости и никакого Союза. С другой, правящая партийно-государственная номенклатура стояла за сохранение Союза как унитарного государства, только с подкрашенным фасадом. С единством страны они не в последнюю очередь связывали свои надежды и на сохранение командной экономики, которая обеспечивала им господство над обществом. Это и было то главное, что объединяло интересы правящих кругов в центре и в республиках.

С целью не допустить независимости республик, прекратить радикальные реформы в экономике и обществе противники преобразований, которые занимали ведущие посты в государстве, организовали августовский 1991 г. путч. Его подавление открыло путь к быстрому получению республиками полной независимости. Именно попытка государственного переворота в Москве вызвала к жизни Закон от 25 августа 1991 г. "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР".

Для практического закрепления суверенитета республики и преобразования ее в независимое государство особое значение имела защита экономического суверенитета Беларуси. 26 августа 1991 г.
сессия Верховного Совета Беларуси приняла закон "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР". Все предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, которые располагались на территории республики, передавались в собственность Белорусской ССР. Этим самым прямое вмешательство Центра в хозяйственную жизнь республики прекращалось.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон о названии Белорусской ССР, в соответствии с которым с этого дня она получила название "Республика Беларусь", а в сокращенном варианте "Беларусь". 18 октября 1991 г. был принят закон "О гражданстве Республики Беларусь". Гражданство является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Беларуси.

Заключительным актом в получении Республикой Беларусь, как и другими республиками бывшего Союза, государственного суверенитета, явилось принятие 8 декабря 1991 г. соглашения, которое подписали руководители Беларуси, Российской Федерации и Украины о создании "Содружества Независимых Государств" (СНГ). В соглашении объявлялось, что СССР как субъект международного права и политическая реальность прекратил свое существование. Три государства объединились в СНГ и предложили вступить в содружество и другим государствам бывшего СССР. На предложение отозвались Казахстан, Республики Средней Азии, Армения и Молдова. Статус наблюдателя получила Грузия. Позже в СНГ вступили Азербайджан и Грузия. Центром СНГ стала столица Беларуси - Минск.

Среди основных причин распада Советского Союза можно выделить следующие: 1) ослабление влияния властной вертикали КПСС; 2) суверенитет республик, их конституционное право на выход из состава СССР; 3) экономический и политический сепаратизм крупнейшей союзной республики – РСФСР; 4) стремление элит союзных и ряда автономных республик контролировать ресурсы своих территорий без участия союзных органов власти; 5) потребность восстановить утраченную национальную государственность, освободиться от «имперского прошлого»; 6) ориентация на вхождение в состав соседних государств; 7) кризис официальной идеологии и провал проекта по созданию гражданской общности - советский народ.

 

2. Конституции 15 марта 1994 г. Изменения в государственном устройстве.

 

Разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994г., в максимальной степени ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека. Республика Беларусь в соответствии со статьей 1 Конституции объявляется унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь
рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.

Высшим представительным постоянно действующим и единым законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь является Верховный Совет. Он состоит из 260 депутатов,
которые избираются сроком на 5 лет. Согласно статьи 83
Конституции Верховный Совет назначает республиканские референдумы; принимает и изменяет Конституцию; принимает законы и постановления и осуществляет контроль за их исполнением; дает толкование Конституции и законов; назначает очередные выборы депутатов Верховного Совета, выборы Президента; избирает Конституционный, Верховный, Высший хозяйственный суды, Генерального прокурора, председателя и совет Контрольной палаты, председателя и членов правления Национального банка; ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Беларусь и т.д.

Законы и постановления Верховного Совета считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией. Закон в 10-дневный срок со дня принятия направляется на подпись Президенту.