Тема 1 «Введение в курс

«История государственных учреждений»

1. Предмет и задачи курса. Источники.

2. Основные понятия: «государство», «Форма государственного устройства», «государственное учреждение (орган)», «государственный аппарат».

 

1. Предмет и задачи курса. Источники.

История государственных учреждений – это специальная часть истории, изучающая внутреннюю организацию и направление детальности, как отдельных учреждений, так и их системы в историческом развитии.

ИГУ имеет свою социальную функцию: дает представление о государственном аппарате.

Задачи курса: 1. раскрыть основные особенности становления и устройства гос. аппарата в 9-20 вв. 2. Рассмотреть устройство и основные тенденции развития органов власти и управления до настоящего времени.

Источники:

1. Василевич Г.А. Органы государственной власти в РБ

2. Вишневский А.Ф. Очерки государства и права РБ (1917-1995 гг)

3. Вишневский А.Ф. История государства и права Беларуси.

4. Юхо Я.А. Гисторыя дзяржавы и права Беларуси.

 

2. Основные понятия: «государство», «форма государственного устройства», «государственный аппарат», «государственное учреждение (орган)».

Государство есть общество или союз людей, живущих на определенной территории и объединенных подчинением единой господствующей власти.

Признаки государства 1) верховная власть; 2) территория; 3) население.

"форма государственного устройства", под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарнаяи федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство- это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов.

Федеративное государство(федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. "При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят".

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и ее субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.

Механизм государства представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.

Любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

В основе построения и функционирования государственного механизма лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Механизм любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.

В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного механизма как единой целостной системы, входят:

-общность экономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйств и различных форм собственности на средства производства;

-единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений;

-наличие единой официальной идеологии;

-морально-политическое и идейное единство различных частей обществ;

-наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов — составных частей механизма государст­ва;

-общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

Механизм государства, его аппарат- это система государственных органов, должностных лиц, государственных учреждений, организаций, которые практически осуществляют функции государства и являются субъектами воплощения государственной власти. Именно они применяют методы и способы владения, распоряжения, что и является сутью государственного режима. Субъекты государственного аппарата в пределах своей компетенции наделены, как правило, властно-распорядительными полномочиями, особенно органы милиции, прокуратуры, службы безопасности. Некоторые государственные организации не имеют властных полномочий (научные, культурно-образовательные организации), но это не исключает принятие должностными лицами этих учреждений решений, которые являются обязательными для их подчиненных.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

1.Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

2.Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

3.Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4.Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

 

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные учреждения (органы).

Государственное учреждение (орган) —это составная часть аппарата государства, имеющая в соответствия с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие:

а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;

б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

г) наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.

 

Тема 2 Система органов власти и управления на землях

Беларуси в 9 – первой половине 13 вв.

 

1. Общие и особенные черты государственного устройства государств-княжеств на территории Беларуси.

2. Княжеская власть.

3. Княжеская дружина.

4. Органы управления на белорусских землях.

 

1. Общие и особенные черты государственного устройства государств-княжеств на территории Беларуси.

Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства, "лучших людей" - так назывались зажиточные люди. К VI-VII вв. у восточных славян формирующиеся хозяйственные системы территориально-племенных земледельческих общин складываются в полугосударственные объединения переходного типа и кровнородственные отношения заменяются территориальными, политическими и военными связями. Среди объединяющих факторов - сходство направлений социально-экономического развития восточнославянских племен, основу которого составляли пашенное земледелие, скотоводство, охота, бортничество (сбор меда диких пчел) и др.

Необходимость возникновения государства обусловливалась потребностями ограничения родовой власти, выделившейся вследствие имущественного расслоения и зарождения племенной знати, появления славянских дружин, призванных поддерживать внутреннюю и внешнюю политику своих вождей. На рубеже VIII-IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов - военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.

Классовая структура общества в этот период еще четко не сложилась. Шло формирование двух ос­новных классов: класса феодалов и класса феодально-зависимых людей. В силу многоукладности экономики существовали такие социальные группы как холопы, че­лядь и свободные люди. Последние не находились в за­висимости от отдельных феодалов, а выполняли повин­ности и платили феодальную ренту в пользу государ­ства. Социальная структура общества была довольно пестрой: князья, бояре, духовенство, купцы, ремеслен­ники, сильные мужи, служанины, крестьяне, простые люди, холопы и др.

Но даже в начальный период развития феодаль­ных отношений феодально-зависимое население уже уплачивало подати или дань и выполняло различно­го рода повинности (подводную, мостовую, дорож­ную, сторожевую и др.) в пользу феодала или госу­дарства.

В начале этого периода термина «государство» не существовало, а использовался ряд других тер­минов: «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела свой политический центр - стольный город. Преобла­дали мелкие государства-княжества, которые по мере раз­вития феодальных отношений объединялись под протекто­ратом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению.

Земли-княжества на территории Беларуси в 9-12 вв.

Полоцкое княжество

Городненское княжество

Берестейская земля

Новогрудское княжество

Турово-Пинское княжество

Минское княжество

Друцкое княжество и др.

 

2. Княжеская власть.

Князь, первоначальный титул государя. Князю принадлежало право верховного суда и собирания дани. Суд князья производили или сами, или через своих наместников. Для собирания дани они ежегодно объезжали свои области с дружиной. Во время удельного-вечевого периода старейшие между князьями носили титул великих князей, остальные - удельных. Кроме этих, встречаются ещё названия: окупной князь, который уступил свой удел великому князю московскому, но оставался в своих владениях, пользуясь некоторыми их доходами; служилый князь, который служил при великокняжеском дворе. Затем князь - высшая степень титулов дворянства; некоторые княжеские роды происходят от Рюрика и Гедимина, другие жалованы государями, третьи происходят от иностранных владетелей. Титул великих князей стали носить особы Императорского двора.

 

3. Княжеская дружина.

Дружина, войско в первое время её существования. Дружина делилась на княжескую, военную и вольную (жившую грабежами); она появляется с нашествием варягов и постепенно исчезает с утверждением самодержавия. Дружина княжеская служила князьям не только как войско, но и для совещаний; военная дружина набиралась во время войн по найму и управлялась воеводами.

Выделяясь из массы рядовых воинов, или воев, сравнительно небольшая в количественном отношении дружина представляла собой вооруженный конный отряд. Она разделяла с князем все житейские тяготы, всегда была готова к походам, стремилась своими ратными подвигами прославить князя, а себе - добыть чести и богатства. Дружинники жили на княжеском дворе или вокруг него. IX-X вв. существовали компактные поселения дружинников.
Дружина, возглавляемая князем, составляла из опытных воинов (мужей) и составляла старшую, "большую", "переднюю" дружину, порою в значительной степени определявшую политику князя. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Известно, что боярские и княжеские сыновья уже в трехлетнем возрасте сражались на коня, а с двенадцати лет отцы брали своих сыновей в походы. Старшая и младшая дружины отличались возрастом ее членов, их знатностью, влиянием на князя. Из аристократической верхушки дружины выделялись категории бояр.
Взаимные обстоятельства, связывавшие князя и дружину, фактически составляли основу государства. Князь совещался ("думал") с дружиной, принимая важнейшие решения о военных походах, сборе дани, строительстве городов и крепостей и др. Старшим дружинникам отводились наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и д.д. Князь заботился о содержании - "кормлении" дружины, которая существовала за счет добычи от завоевательных походов, отчислений и дани, судебных сборов и пр.

 

4. Органы управления на белорусских землях.

Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были пред­ставлены наместниками, волостелями и старцами.

По форме правления княжества были монархией. Князь был главой государства и дворцовой администра­ции. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей право­славной церкви: епископа, игумена.

В процессе развития феодализма складывался аппарат управления, ведавший сбором пошлин и тарифов, судопроизводством, княжескими дворцовым хозяйством и пр. Вначале имела место численная, десятичная система управления, возникавшая в военной организации, пока еще не отделявшая центральное управление от местного. Именно начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие стали теперь возглавлять соответствующие звенья государства. К примеру, если за тысяцким сохранилась функция военначальника, то сотскому доверялись городские судебно-административные дела. Позднее десятичная система переросла в дворцово-вотчинную, соединив управление великокняжеским дворцом с государственным управлением. Так, отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты.

 

 

Тема 3 Развитие органов власти и управления в ВКЛ

во второй половине 13- первой половине 16 вв.

 

1. Создание и административно - территориальное деление ВКЛ.

2. Органы управления ВКЛ: князь, рада, сейм, государственная канцелярия, органы местного управления.

3. Органы власти и управления в городах с магдебургским правом.

 

1. Создание и административно-территориальное деление ВКЛ.

 

Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХП в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжал­ся в ХШ-ХГУ веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в ХП-ХШ вв. был Новогрудок, а с XIV в. - Вильня. Территория Великого княжества Литовского составляла 900 тыс. кв. км. Границы его на севере соприкасались с Ливони­ей, Псковской и Новгородской землями, на востоке - с Мос­ковским и Рязанским княжествами, на юго-востоке - с Золо­той Ордой, на юге - с Крымским ханством, на юго-западе - с Молдавским государством, на западе - с Польшей, на северо-западе - с Орденом крестоносцев.

Государственное устройство и административно-терри­ториальное деление сложилось не сразу, а по мере фор­мирования самого государства.

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: цент­ральную (главную), земли граничащие (прислушивающи­еся). Центральную часть (политическое ядро государ­ства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Уимтская земли, в истории известные под общим терми­ном «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Полынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения круп­ных феодалов. Эта часть государства имела большую плот­ность населения, с которого взималась основная часть государственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части Государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно - территориального деления произошло при вступ­лении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда цент­ральная часть в силу внешних Причин была разделена на два военно-административных округа - Виленский и Трокский. Сохранение в Великом княжестве Литовском пре­жнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользо­вались широкой автономией.

 

2. Органы управления ВКЛ: князь, рада, сейм, государственная канцелярия, органы местного управления.

 

Великое княжество Литовское по форме правления - феодальная монархия. Во главе его стоял государь, который назывался великим князем, реже -королем. Правовой статус монар­ха Великого княжества Литовского в ХШ-ХУ вв. харак­теризовался концентрацией в его руках широких власт­ных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть ве­ликого князя не была абсолютной и ограничивалась вер­хами класса феодалов, некоторые из них входили в со­став рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели боль­шое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.

Осуществляя свою власть, князь опирался на долж­ностных лиц центрального и местного управления, а так­же других крупных феодалов, которые были его ближай­шими советниками - составляли его раду. Рада - постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Виленский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалок дворный, подскарбий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на прак­тике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один воп­рос, относящийся к компетенции различных высших ор­ганов, не решался без его обсуждения в Раде.

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окон­чательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждо­го повета по одному человеку. Но в работе сеймов поми­мо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос­подар, паны-радные, католические и православные епис­копы и лица, занимавшие высшие и местные врады. Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и про­должительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильне, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя князя (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др.

К высшим служебным особам относился земский маршал.Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сейма и рады, объявлял решения государя, сейма и рады, осуще­ствлял правосудие в отношении особ, виновных в преступ­лении в месте присутствия государя или на сейме.

Помощником князя в командовании армией были гет­ман, воевода,которые могли осуществлять суд над под­чиненными. Позднее воеводами начали называться руко­водители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского.Функции дворцо­вой администрации исполняли коморники,ведавшие иму­ществом князя; стольники, мечники др. должностные лица.

Местные органы управления возглавлялиськнязьями-вассалами, воеводами, наместниками, тиунами. Более узкие вопросы в области управления решали ключники, городничие, лесничие. Коллегиальными органами на ме­стах оставалисьсходы, вече, соймы, копы, которые ре­шали важные актуальные вопросы.

Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных ор­ганов - сеймиков (соймиков), в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, про­живающие в данном воеводстве или повете.

Как правило, поветовые сеймики собирались ежегод­но, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылае­мых на вальный Сейм, заслушивали отчеты о работе по­ветовых врадников и т.д.).

Непосредственное управление в селах осуществлялистарцы, сотские, десятники.

 

3. Органы власти и управления в городах с магдебургским правом.

 

В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли, культуры, админист­рации и оборонительных сооружений. В Х1У-ХУ вв. мно­гие из них получили право на самоуправление, так назы­ваемое магдебургское право (от названия немецкого го­рода Магдебург, который в XIII в. получил право на са­моуправление).

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (бо­лее 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтере­совано в преобразовании городов в форпосты своей обо­роны. Получая магдебургское право, мещане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою «городскую независимость», свою свободу.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер которого был четко определен. Они осво­бождались от суда и власти великокняжеских чиновни­ков, что в значительной мере укрепляло неприкосновен­ность имущества и свободу экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, торгов­ой и земледелием, выбирать городской орган власти - магистрат, ратушу, создавать ремесленные объединения -цехи.

Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их эко­номического положения: чем богаче был город, тем ста­бильнее налоги поступали в государственную казну. Кро­ме того, жители городов с магдебургским правом за пре­доставленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обновлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.

Согласно Привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление - магистрат, ратушу - возглавлял войт из шляхты или богатых мещан, назначаемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законнорожденных, проживающих в городе, богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.

 

 

Тема 4 Органы власти и управления Беларуси в составе Речи Посполитой

 

1. Государственной устройство Речи Посполитой. Правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

2. Король Речи Посполитой, его полномочия.

3. Сейм РП, его структура, порядок принятия решений.

4. Попытки проведения реформы в области гос. Устройства РП в середине 18 в.

5. Разделы РП. Гродненский сейм и его конституция.

 

1. Государственной устройство Речи Посполитой. Правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

Возникшая в результате Люблинской унии многона­циональная Речь Посполитая, составляла целое только вовне, тогда как внутри всегда существовало разделе­ние на Корону (Польшу) и Великое княжество Литовс­кое, которое сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и свое право - Статут 1588 г. Постоянные войны, антифеодальные восстания, меж­доусобная борьба соперничавших магнатских группиро­вок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы.

В связи с образованием РП и учреждением общего органа - Двухпалат­ного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовско­го из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденый в Великом княжестве новый орган - Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или Слониме. Он обычно созывался перед вальным сейом РП. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придер­живаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд, выполнявший те же функции, что и Генераль­ный сеймик.

 

2. Король Речи Посполитой, его полномочия.

Король имел право собирать Вальный сейм и назначать время его заседания; от его имени творилось правосудие; он назначал на государственные должности; поддерживал отношения с иностранными государствами; посылал и принимал послов и др. За свою деятельность король отчитывался перед Вальным сеймом. Фактически король выполнял только представительные функции, а вся жизнь короля, даже женитьба, были под контролем сейма. Правовое положение короля определялось «Пакта конвента» и «Генриховыми артикулами». «Пакта конвента» составлялась для каждого претендента на королевский трон. А «Генриховые артикулы» носили неизменный характер и каждый выбранный король должен был их подтвердить. В них определялось свободное избрание короля, обязанность созывать сейм раз в 2 года сроком на 6 недель, не созывать ополчение без согласия сейма. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины и др. Предусматривалось, что если король действовал против закона, то шляхта могла отказаться подчинятся и выступить против после трехразового предупреждения.

 

3. Сейм РП, его структура, порядок принятия решений.

Сеймы подразделялись на обычные и чрезвычайные. Обычные созывались королем. Чрезвычайные – глава католической церкви в случае смерти короля или его отречения. Для избрания нового короля созывались три сейма: конвакационный, элекционный и коронационный. На конвакационном сейме определяли время и место выборов короля, разрабатывали условия договора с кандидатами на престол; на элекционном – проводили выборы и заключали соглашение «Пакта конвента»; торжественная коронация и присяга короля проводилась на коронационном сейме.

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат был высшей палатой и состоял из должностных лиц государственного аппарата, верха католического духовенства, воеводы и кастеляна. Количество сенаторов доходило до 150 человек.

Посольская изба была нижней палатой сейма. В нее входили представители шляхты отдельных поветов или земель конфедеративного государства, а так же небольшое количество мещан из наиболее важных в политическом и экономическом отношении городов. Количество 200-240 чел.

Вальный сейм созывался королем каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий созывался в Гродно.

Работы сейма начиналась с выборов маршалка (председателя) и после проверки мандатов обе палаты проводили совместные заседания, на которых правительство отчитывалось о работе за два года и рассматривали вопросы о дальнейшей работе правительства. Потом палаты работали отдельно. За неделю до конца сейма проводились пленарные заседания двух палат, разработанные и утвержденные королем сеймовые постановления получали силу закона.

Компетенция сейма была весьма широка, он имел право решать практически любые вопросы, в т.ч. избрание короля, объявление войны и др.

Для принятия решений требовалось единогласное одобрение и достаточно было одному из депутатов наложить свое вето, что бы его отклонить. И депутаты должны были строго выполнять инструкции сеймиков, что приводило к срывам сеймов.

Из последних 50 сеймов 43 были сорваны.

Решения делились на 3 группы:

1. те, что касались всей конфедерации

2. те, что касались Польши

3. и те, что имели силу в ВКЛ

 

4. Попытки проведения реформы в области гос. устройства РП в середине 18 в.

В середине 18 в. в РП развернулась острая политическая борьба между приверженцами реформ государственного строя и реакционными кругами духовенства и магнатов.

С 1764 г. было введено ограничение на использование права «либерум вето». С этого времени все решения по экономическим вопросам принимались большинством голосов, а депутатам разрешалось не придерживаться инструкций сеймиков, если это противоречило мнению большинства. Все реформы в основном имели экономический характер, что привело к середине 18 в. к стабилизации экономики; интенсивному распаду феодальных отношений и формированию элементов капиталистических отношений.

 

5. Разделы РП. Гродненский сейм и его конституция.

После первого раздела РП в 1772 г. к России отошли восточные районы Беларуси с городами: Полоцк, Витебск, Орша, Могилев, Рогачев, Гомель.

Второй раздел 1793 г. к России отошла часть белорусских земель с городами Минск, Борисов, Слуцк, Пинск, Мозырь и некоторые районы Западной Украины.

Третий раздел РП 1795 г. к России отошла западная часть Беларуси, Литва, Курляндия и часть Западной Украины.

Четырехлетний сейм в Гродно работал с 1788 по 1792 гг. и объявил себя конфедерацией, что парализовало действие принципа «либерум вето» все вопросы решались простым большинством голосов.

Изменение государственного устройства Четырехлетний сейм начал с определения основных принципов конституционного права закрепленных в «Кардинальных правах» в январе 1791 г. 24 марта 1791 г. в Законе о сеймиках и Законе о городах от 21 апреля 1791 г.

В итоге в период с января по апрель 1791 г. был принят целый ряд законов, которые вошли в состав Конституции 3 мая 1791 г.

Конституция состояла из преамбулы и 11 разделов. Основной религией объявлялся католицизм, представителям других конфессий гарантируется свобода религиозных обрядов. За шляхтой признавались все политические и экономические права. Закон о городах объявлялся частью Конституции, что давало некоторые пара буржуазии. Сохранялось крепостное право, крестьянам гарантировалось заступничество закона и правительство.

По Конституции законодательная власть принадлежала постояннодействующему сейму, который избирался на два года.

Исполнительная власть принадлежала центральному для всей РП правительству, в которое входили король, как председатель, представитель католической церкви и пять министров: полиции, внутренних и иностранных дел, военный и финансов. Министров назначал король.

Король наделялся широкими полномочиями, он был главнокомандующим вооруженных сил страны, назначал и снимал с постов служащих органов государственного управления, сенаторов, бискупов.

 

Тема 5 Беларусь в составе Российской империи.

Государственное устройство и органы власти и управления

 

1. Государственное устройство Российской империи

2. Административно-территориальное деление Беларуси. Органы управления в губерниях и уездах.

3. Органы управления городами. Городские реформы.

4. Реформы 60-70-х гг. особенности их проведения на территории Беларуси.

5. Государственная дума.

6. Февральская революция в России и Беларуси. Временное правительство, губернские и уездные комиссары, советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

 

1. Государственное устройство Российской империи

В Российской империи, управляемой Государем Императором высшими государственными учреждениями были: государственный совет, комитет министров, сенат, синод, министерства.

Государственный совет в конце XIX века состоял из членов, назначаемых Высочайшей властью; министры были его членами; председательствовал Государь Император или один из членов. Государственный совет разделялся на 3 департамента: 1. законов; 2. дел военных, гражданских и духовных, государственной экономии (дел о земских повинностях), дел царства Польского; 3.общего собрания из всех членов совета. Предметы его ведения: некоторые дела по законодательству (дела, требующие нового закона, отмены или дополнения положений и т.д.), дела по государственному управлению (ежегодные сметы государственных расходов и доходов, чрезвычайные финансовые меры, о возведении в дворянство и др.), производство следствия над министрами и генерал-губернаторами, дела о лишении дворянства и чинов, дела, которые вносятся от общего собрания сената, дела по особым Высочайшим повелениям. Все мнения или положения Государственного совета получали законную силу только с Высочайшего утверждения. Дела Государственного совета производились в государственной канцелярии, состоящей под управлением государственного секретаря.

Комитет министров - высшее совещательное установление в России по делам исполнительным, требующим Высочайшего разрешения. В состав его входили все министры и главноуправляющие, председатели департаментов государственного совета, главноуправляющий кодификационным отделом. Другие члены могли быть назначены по непосредственному усмотрению Государя. На рассмотрение комитета министров поступали из министерств все дела, которые превышали власть отдельных министров и нуждались в соображении и содействии разных ведомств. Ряд дел непосредственно подлежал ведению комитета министров: дела о воспрещении сообществ; высшие административные дела по расколу; дела, относящиеся до продовольствия народного и пр. Как чисто совещательное установление, комитет министров не имел подчинённых ему исполнительных органов, не имел инициативы по делам, подлежащих его ведению, и положения его не получали силу без Высочайшего утверждения. Комитет министров был учреждён в 1802 году из одних министров для совокупных докладов Государю и обсуждения докладов каждого отдельного министра. Впоследствии, в 1805, 1808, 1810 годах власть его была расширена, так что до 1812 года он носил характер чрезвычайного установления. С тех пор власть комитета министров постепенно расширялась, особенно в царствование Николая I.

Сенат в большинстве стран - законодательное учреждение. Полномочия сената в России шире. Отправляясь по случаю войны с Турцией за границу, указом от 22 февраля 1711 года Пётр I учредил на время своего отсутствия "управительный" сенат с чрезвычайно широкими полномочиями в области суда, управления и законодательства. Сенат состоял из 9-ти членов. Указам сената велено было повиноваться, как самому государю. Сенат непосредственно сносился с центральными и местными органами управления, для чего при нём состояли комиссары из губерний. Для всестороннего надзора за управлением при сенате находились фискалы.

Для ревизии местного управления один из сенаторов должен был ежегодно отправляться в губернии. Для принятия жалоб на медленность и волокиту в коллегиях, а также на неправый суд при сенате состоял рекетмейстер, докладывавший жалобы на неправосудие самому императору и лишь в его отсутствие - сенату. При Екатерине II значение сената было значительно умалено, благодаря возросшему значению генерал-прокурора. В царствование Александра I за сенатом осталась исключительно его судебная власть. По плану Сперанского, сенат должен был контролировать и объединять министерское управление, но эти функции перешли к комитету министров. С изданием Судебных Уставов императора Александра II сенат получил значение высшего суда.

Синод (от греч. "собрание"), собор духовных лиц. В России синод учреждён в 1721 году Петром 1. Это была последняя из реформ Петра, результатом которой стало подчинение духовенства светской власти. Синод заменяет собой патриарха и, вследствие этого, именуется Святейшим. Синод состоит из епископов, которые назначаются к присутствию в синоде Высочайшей властью и ею же увольняются. Трём митрополитам - петербургскому, московскому и киевскому - присвоено название членов Святейшего синода, прочие архиереи называются присутствующими; председательствует Санкт-петербургский митрополит. При Святейшем синоде состоят: 1) обер-прокурор из светских лиц в качестве министра и "ока государева", и при нём особая канцелярия; 2) канцелярия самого синода с управляющим во главе; 3) учебный комитет; 4) хозяйственное управление; 5) типография.

Как высший судебно-административный орган русской церкви, Святейший синод имеет право церковной юрисдикции, право участия и в законодательной деятельности государства, если законопроект касается церкви; затем ему принадлежат следующие права: право верховного надзора над епископами и прочими лицами белого и чёрного духовенства; право основания монастырей и церквей, учреждения новых кафедр, а также посвящение, с согласия Верховной власти, в епископский сан и перевод епископов из одной епархии в другую; права высшей судебной инстанции по бракоразводным делам, по делам о лишении духовного сана, запрещении священнодействовать и по отлучению мирян от церкви; право духовной цензуры и право издания Св. Писания и других богослужебных книг; верхний надзор за духовным просвещением; право канонизации святых, учреждения миссий, новых обрядов, праздников и торжеств; право ходатайства о нуждах церкви.

Министерства, высшие центральные государственные установления, которые ведают отдельными отраслями администрации на пространстве целого государства. Учреждённые Александром 1 в 1802 году, министерства стали организациями бюрократическими. В них власть вручена одному человеку - министру, а все прочие лица и органы министерства не пользуются правом решающего голоса. Содействующими министру органами являются: товарищ министра, совет министра, его канцелярия, департаменты, отделения и учёные комитеты. Товарищ министра выполняет отдельные поручения министра. Совет министра, состоящий из директоров департаментов, есть коллегиальное совещательное учреждение. В канцелярии министра ведётся производство дел, относящихся ко всем департаментам. Департаменты - учреждения, в которых концентрируются наиболее родственные предметы, подлежащие ведению министерства. Каждый департамент делится на отделения, а отделения на столы; непосредственными начальниками их являются директора департаментов, начальники отделений и столоначальники. Министры назначаются по непосредственному усмотрению Государя, пользуются правами законодательной инициативы, участвуют в обсуждении проектов законов и обладают правом личного доклада.

 

2. Административно-территориальное деление Беларуси. Органы управления в губерниях и уездах.

В 1772 г. к Российской империи были присоединены восточные земли Беларуси, которые до этого времени входили в состав Полоцкого, Витебского и Могилевского воеводств. На присоединенных землях было введено российское административно-территориальное деление. Они вошли в состав Псковской (Псковская, Великолукская, Двинская, Полоцкая провинции) и Могилевской (Могилевская, Оршанская, Рогачевская, Витебская провинции) губерний. Губернскими городами стали Могилев и Опочка, позже губернское правление было перенесено в Полоцк.

С 1772 г. 2 губернии: Псковская (5 провинций) и Могилевская (4 провинции)

В августе 1776 г. вместо Псковской губернии была основана Полоцкая (с отделением от нее великорусских провинций). Могилевская губерния оставалась без изменений. Весной 1777 г. эти губернии были разделены на уезды. В состав Могилевской губернии вошли Могилевский, Чаусский, Старобыховский, Оршанский, Бабиновичский, Сенненский, Мстиславский, Чериковский, Копысский, Климовичский, Рогачевский и Белицкий уезды. В состав Полоцкой губернии – Полоцкий, Дриссенский, Себежский, Невельский, Динабургский, Режицкий, Люцинский, Велижский, Городокский и Суражский уезды. В связи с этим разделом местечки Дрисса, Люцин, Сураж, Чаусы, Копысь, Бабиновичи, Климовичи и Белица получили статус городов и стали уездными центрами. С 1778 г. Могилевская и Полоцкая губернии стали называться наместничествами.

С 1776 г. 2 губернии: Полоцкая (11 уездов) и Могилевская (12 уездов)

Недовольство части шляхты новой конституцией 3 мая 1791 г. привело в 1792 г. к Тарговицкой конфедерации, когда по просьбе ряда магнатов Россия вновь ввела войска в Речь Посполитую, что в конечном итоге привело ко второму разделу страны между Пруссией и Россией. В 1793 г. к Российской империи, кроме Волыни и Подолии, отошли и белорусские земли: часть Полоцкого воеводства (на левом берегу Западной Двины), Витебского и Оршанского поветов Витебского воеводства; Минский, Мозырский – Минского воеводства; часть Речицкого повета (на правом берегу Днепра); восточные части Новогрудского и Слонимского воеводств; Синицкий повет Слуцкого княжества; восточные части Браславского и Ошмянского поветов – Виленского и Пинский повет Брестского воеводств. Указом от 13 апреля 1793 г. остатки Полоцкого воеводства были присоединены к Полоцкому наместничеству, а все земли от его границ до р. Березины – к Могилевскому; Мозырский повет был присоединен к Черниговской губернии, а на оставшейся территории была создана Минская губерния. С 1793 г. 3 губернии: Белорусская, Минская, Литовская

В 1795 г., после подавления восстания 1794 г., Речь Посполитая была окончательно разделена между Австрией, Пруссией и Россией. С 1795 г. 5 губерний: Полоцкая, Могилевская, Минская, Слонимская, Вилейская

С 1796 г. 3 губернии: Полоцкая (11 уездов), Могилевская (12 уездов), Минская (13 уездов)

Управлять такими большими по размерам губерниями было сложно, и в 1801 г. Александр I провел новую реформу. Согласно ей С 1801 г. 5 губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Гродненская, Виленская Просуществовали до революции 1917 г.