ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ
ПЕРВЫЕ ИТОГИ И УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ
Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР поставил перед независимым государством много серьезных проблем:
— разрыв хозяйственных связей больно ударил по Украине, так как 80% ее торгового оборота приходилось на Россию;
— обладание 600-гысячной армией, имеющей на вооружении 1100 самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5010 БТР, существенным бременем легло на бюджет;
— процесс инфляции достиг галопирующей отметки —3000% за год, что обесценило украинский купоно-карбованец почти втрое по отношению к русскому рублю;
— либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям;
— информационный вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей, дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных корреспондентов и т. п.) создает благоприятные возможности для политического манипулирования общественным мнением.
В октябре 1992 г. после напряженной борьбы в украинском парламенте и вне его стен был направлен в отставку премьер правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма — бывший руководитель крупнейшего в Европе ракетно-космического комплекса поставил на 1993 г. задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от валового национального продукта, — довести до 6%.
— наличие на Украине 176 межконтинентальных баллистических ракет создало дополнительные трудности, ибо Украина автоматически оказалась второй в Европе ядерной державой. Правительство республики, не присоединяясь к договору «Старт-1», заключенному между США и Россией в сфере ограничения ядерных вооружений, предлагало:
— дать гарантии безопасности, которые бы позволили Украине незамедлительно реализовать провозглашенный ею статус безъядерного государства;
— выделить не менее 1,5 млрд. долларов для ликвидации имеющихся зарядов.
Возникла и период предвыборной кампании ноября 1989 — марта
1990гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута суверенности подняли участники диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конституции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но и морально.
Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституционная комиссия разработала ее проект и вынесла на обсуждение Верховного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение.
Из содержания 258 статей вытекает, что:
— Украина провозглашается де-юре демократическим, правовым, социальным государством;
— предлагается полупрезидентская или смешанная форма правления, а форма государственного строя - унитарная (в отличие от федеративной или земельной);
— в первом варианте организации законодательной власти через
Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие
Совета депутатов и Совета послов, во втором варианте—однопалатность.
После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, равно как и к механизму его принятия:
— доработка и утверждение проекта как основы Конституции Украины;
— принятия временной Конституции на переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации — разработка нового Основного Закона;
— принятие любого документа подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.
Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах державотворчества, как:
— целесообразность федеративно-земельного устройства государства;
— двойного гражданства и двуязычия;
— отношения к системе Советов как рудименту или жизнеспособному организму.
Консолидация или конфронтация — жизненно важный для Украины ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократически-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно надуманные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ.
На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою деятельность прокоммунистические организации. Особенно непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз коммунистов Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме культуры труболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов.
В свою очередь, этот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического антиимперского фронта.
С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промышленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о восстановлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал данной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, данное соглашение во многом обнадеживает.
Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипломатические отношения, более 130 стран мира.
С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и развития готовится кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт показывает, что государственная форма собственности— наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной собственности.
В июле—ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитывалась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии «Демократия через право» Совета Европы.
На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил проведение выборов народных депутатов, а на 26 июня — выборы президента.
В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвидации ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно этому решению, за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36% ракетных носителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве на трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с территории республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соответствующую материальную компенсацию и совместно с США гарантировала территориальную целостность и независимость Украины.
В сфере экономики до начала 1994 г. не удалось остановить спад производства, гиперинфляцию. Хотя еще 15 марта 1992 г. вступил в силу закон о приватизации, однако ее проведение практически не начиналось, за исключением некоторых объектов сферы обслуживания.
Существенные усилия Украине следует уделить в области юриспруденции. Особенно отстала сфера законодательства в области прав человека. Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство Украины является системой защиты государственных интересов в первую очередь.
Такие страны, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991 гг. ратифицировали, например, от 9 до 21 пакта по правам человека, то Украина — всего 4. Если присоединение к конвенциям в рамках Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то для освоения обязательств в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.
Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украинского языка как государственного, особенно в Донецкой области, где более 40% украинцев считают русский язык родным. Если в Луганской таких украинцев — до 35%, Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев — лишь 9%, а в Западной Украине — не более 1%.
В целом общественность и народ Украины после кровавых событий 3—4 октября 1993 г. в Москве и результатов выборов в России 12 декабря все более склоняются к умеренной позиции в решении политических проблем.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебники:
Дорошенко Д. Нарис Історії України: У 2 томах. К., 1992. — Т. 1.— 238 с.; Т. 2 — 349 с.
Крип'якевич I. Історія України. Вид. 2-е, переробл. і доп. Львів, 1992. — 556 с.
История Украины: Проб. учеб. пособие для 10—11 кл./под ред. акад. Ю. Ю. Кондуфора. — К.: Освита, 1991. — 367 с.
Рибалка I. С. Історія України: Дорадянський період: 2-е вид. — К.: Вища школа, 1991. — 607 с.
Субтельний Орест. Україна: Історія/Вступ. ст. С. В. Кульчицького.— К.: Либідь, 1992. — 512 с.
Жуковський А., Субтельний О. Нарис історії України.—Львів: Вид-во НТШ, 1990. — 223 с
История Украины: Учебное пособие./Редкол. Б. Д. Лановик и др. — К.: УМКВО, 1991. — 212 с.
2. Литература:
Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа.—К.: Либідь| 1990. — 400 с.
Грушсвський М. С, Історія України — Русі: в 10 т.—Т. 1.—К.: -М Либідь, 1991. — 467 с.
Воронов І. О., Пилявець Ю. Г. Голод 1946 — 1947. — К.: «Знання», 1991 г. — 48 с.
История Украинской ССР: Краткий очерк. — К.: Наукова думка, 1982. — 543 с.
История Украинской ССР в 8 т., 10 кн. — К.: Наукова думка, 1982. — 87 с.
Конквест Р. Жнива скорботи: радянська колективізація і голодомор. К., 1993. — 384 с.
Киричук Ю. А. Історія УПА. — Тернополь, 1991. — 68 с.
Полонська-Василенко Н. Історія України 1900 — 1923 рр. — К.: МП «Пам'ятки України», 1991. — 136 с.
Романчук О. К. Ультиматум: Хроніка одного конфликту між Раднаркомом РРФСР і Центральною Радою. — К.: «Знання», 1990 — 64 с.
Сергієнко П. П. Соборна Україна: від ідеї до життя. К., 1993.—64 с. Сергійчук В. І. Доля Української національної символіки. — К.: «Знання», 1990. — 48 с.
Україна 1917 — 1992: Довідник. — К., 1993. — 128 с.
Україна багатопартійна: програмні документи нових партій/Передумова, упоряд. О. В. Гараня. — К.: МП «Пам'ятки України», 1991.—192 с.
Шляхами віків: довідник з історії України. — К.: вид-во «Україна», 1993.
Яворницький Д. I. Гетьман Петро Конашевич-Сагайдачний — Дніпропетровськ: Січ, 1991. — 70 с.
Яворницкий Д. И. История Запорожского казачества: В 3-х т. — К.: Либідь, 1990.