ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
ТРУДНОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ НА УКРАИНЕ В 30-е ГОДЫ
Курс на индустриализацию — с декабря 1925 г., XIV съезда ВКП(б).
Индустриализация — система мер, направленных на ускоренное развитие промышленности в целях технического перевооружения экономики и укрепления обороны страны.
ПРИЧИНЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:
— необходимость технического перевооружения экономики;
— создания военно-промышленного комплекса;
создания материально-технической базы для экономической самостоятельности страны в условиях капиталистического окружения и возможной экономической изоляции;
технической подготовки к кооперированию села (выпуск тракторов, машин, с/х инвентаря и т. п.);
— изменения социально-классовой структуры населения в сторону
увеличении численности пролетариата (в стране крестьянство составляло более 80%).
ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:
К декабрю 1925 г. была заложена определенная база для начала индустриализации:
— восстановлена экономика примерно к уровню 1913 г. (после гражданской войны);
— укрепилось финансовое положение государства (благодаря стабильности и конвертируемости червонца);
— появились накопления и источники дальнейшего финансирования индустриализации (успехи НЭПа — доходы с/х торговли, легкой промышленности и т. п.).
а) Страна могла рассчитывать лишь па внутренние источники финансирования индустриализации: (доходы экономики, госзаймы, сбережения населения);
б) Недостаток квалифицированных кадров рабочих и инженеров
(Украина была в этом плане более в выгодном положении, чем другие
регионы);
в) Первый в истории опыт проведения плановой индустриализации
(после ГОЭЛРО);
В итоге: XIV съезд ВКП(б) (декабрь 1925 г.) провозгласил курс на индустриализацию, чтобы «из страны ввозящей машины и оборудование превратиться в страну, производящую машины и оборудование»;
— началась с тяжелой, а не с легкой промышленности;
— имела более высокие темпы;
— опиралась лишь на внутренние источники;
— осуществлялась по плану.
1) 1926 г. — октябрь 1928 г. — начало индустриализации и подготовка форсированной индустриализации:
— резко выросли капиталовложения (в 3,4 р. в сравнении с 1924 —1925 гг.);
— началась реконструкция старых производственных фондов;
— строительство новых, в основном небольших и средних предприятий;
— закладка новых электростанций, включая Днепрогэс.
2) Октябрь 1928—1932 гг. — первая пятилетка, характеризующаяся форсированным рывком развития тяжелой индустрии, вызванное решением ЦК принять под нажимом Сталина не «отправной» (18% в год темп развития промышленности), а оптимальный (20—22%) вариант развития пятилетки, в ходе которой на Украине было создано:
— c/х машиностроение (ХТЗ начал выпускать 1-е трактора на Украине; Харьковский завод «Серп и молот» сложные молотилки; Запорожский завод «Коммунар» — зерновые комбайны и др.);
— энергетическая база (Днепрогес и десятки менее мощных электростанций);
— расширена и обновлена металлургическая база (построены заводы «Запорожсталь», «Азовсталь», «Криворожсталь»; реконструированы металлургические заводы в Днепродзержинске, Днепропетровске, Макеевке, Коммунарске); ликвидирована безработица.
В итоге: для увеличения нужд индустрии стало не хватать средств, для чего был свернут НЭП и проведена форсированная коллективизация, призванная дать дополнительный хлеб, а значит, валюту.
Установление жесткой централизации управления экономикой:
— замена рынка директивным плановым распределением ресурсов и товаров;
— зарплата перестала быть сдельной и назначалась «сверху»;
— всем хозрасчетным трестам устанавливались жесткие планы и запрещалась инициатива сбыта товаров;
— введение карточной системы (1928—1935).
3) 1933—1937 гг. — 2-я пятилетка — дальнейшее нарастание
индустриализации (при чуть сниженных темпах — 13—14% в год);
Построены новые предприятия — Харьковский турбинный, Новокраматорский завод тяжелого машиностроения, азотный завод в Горловке и др.;
Соц. соревнование было поддержано партией как одно из немногих средств поднятия производительности труда в условиях диктатуры — достигло апогея — стахановского движения (борьба за рост производительности труда за счет улучшения организации труда):
— А. Стаханов - с помощью 2-х крепильщиков выполнил 14 норм (102 т угля) в сутки;
— Н. Изотов — при помощи 12 крепильщиков добыл 600 т. угля;
— машинист Кривонос (депо Славянска) — стал в 2 р. быстрее водить железнодорожные составы.
В итоге: подъем нарастал до 1937 г., послечего начался резкий спад.
4) 1938—1941— 3-я пятилетка — спад производства, вызванный:
— репрессиями министров, директоров, инженеров и т .д.;
— страхом проявить инициативу;
— отсутствием материальной заинтересованности при постоянной эксплуатации моральных стимулов.