РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Было вызвано — военно-стратегическими расчетами (одной из причин поражении в Крымской войне было отсутствие железных дорог, ведущих к границам и необходимых для подвоза боеприпасов, резервов и т. п.) и развитием внешней и внутренней торговли, для чего необходимо было соединить промышленные и сельскохозяйственные районы с Черноморскими портами, друг с другом.
Строительство дорог первоначально в основном велось акционерными обществами, которым царизм гарантировал высокие прибыли — до 5% в год. Наиболее крупными, построенными в этот период магистралями, были: Киев - Одесса, Киев-Ковель-Брест, Киев- Курск, Курск-Харьков-Севастополь, Донбасс-Кривой Рог и др. Всего с 1865 г. по 1900 г. протяженность железных дорог выросла с 219 км до 8417 км. С 80-х годов XIX в. начался выкуп государством многих частных железных дорог и к началу XX в. 2/3 железных дорог находились в ведении государства.
Развитие капитализма, промышленный и сельскохозяйственный подъем, строительство железных дорог привело к бурному развитию торговли:
- оптовая торговля — 24 биржи на Украине, из которых Харьковская биржа специализировалась на купле-продаже угля и железа, Николаевская — хлеба и т. д.;
- розничная торговля — быстрый рост в каждом городе лавочной и магазинной торговли, что объяснялось большими дивидендами и ростом потребностей людей в различных товарах. Крупные торговые фирмы, специализировавшиеся на одном-двух товарах, получаемых от предприятий в кредит для продажи (одна из крупнейших — фирма Дубинина в Одессе по продаже винных и рыбных изделий, поставляемых из различных точек России и Украины, которая была известна в Европе, Америке и др. регионах мира). Воскресные базары в городах и на железнодорожных станциях, где продавалась сельхозпродукция, ремесленные изделия, фабричный ширпотреб и т. п. Ярмарки первоначально организовывались в городах и селах, где была слабо развита стационарная торговля (магазины, лавки). Впоследствии превратились в крупнейшие центры оптовой и розничной торговли;
- торговля с другими регионами России — из Украины вывозились: каменный уголь, различные руды, металл, хлеб, сахар, табак и т. п. На Украину ввозили: с Кавказа — нефть керосин, мазут. Из Белоруссии — лес, смолу, деготь и др. Из Польши, Прибалтики и центра России — машины, текстиль, обувь и т. п.;
- внешняя торговля - осуществлялась через Черноморские порты (Одесса, Николаев, Феодосия и др.) и сухопутные таможни на Волыни и Подолии. Украина экспортировала: пшеницу, ячмень, овес, шерсть, мясо, сахар, спирт, сукно и др. Этот экспортный поток направлялся в основном в Англию, Италию, Персию, Германию и др. страны. Украина импортировала — машины, олово, свинец, шелк, хлопок, чай. кофе, рис. пряности, вина и др. Для поддержания активного баланса во внешней торговле царизм, увеличивал налоги на крестьянство (так, экспорт хлеба не прекращался даже в неурожайные годы), продавал ряд товаров по заниженным ценам, чтобы удержаться на западном рынке. С другой стороны, вводился завышенный таможенный тариф на импорт, чтобы защитить свою промышленность от сильной конкуренции западных товаров и падения цен.