ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ 60-х ГОДОВ
РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА
Финансовая реформа была вызвана требованием упорядочения финансов после Крымской войны и необходимостью поиска средств для проведения крестьянской реформы и для перевода страны на путь капиталистического развития.
По этой реформе:
учреждался Госбанк, сконцентрировавший в своих руках все финансы государства;
отменена система откупов территорий и косвенные налоги (за соль, вино, табак и др.), которые стали собирать вместо частных лиц государственные акцизные учреждения;
с 1862 г. стали публиковаться в печати все доходы и расходы государства.
Значение этой реформы в том, что она упорядочила финансы государства, но осталась половинчатой, так как основную тяжесть налогов по-прежнему несло крестьянство, в то время как дворянство было освобождено от налогов, хотя и съедало огромную часть казны (50% казны расходовались на содержание армии и государственного аппарата).
Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в связи с началом капиталистического развития (потребность в инженерах, механиках, врачах и т. д.).
По этой реформе:
- началось бурное строительство начальных, средних школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс. по всей России, в 1890 г.—78,7 тыс.);
- проведена реформа начального и среднего образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и национальностей, было разрешено открывать частные школы. Обучение разделялось на классическое (гимназии, готовившие в университеты) и реальное (училища, готовившие в высшие технические учебные заведения);
- предоставлена автономия университетам, которые получили право самостоятельно решать все свои научные, учебные, административные, финансовые и др. вопросы (избирать ректоров и деканов, присуждать ученые степени, посылать на стажировку за границу) и т. д.
Значение этой реформы в том, что, несмотря на расширение числа учебных заведений и их демократизацию, реформа также не могла решить все проблемы. Например, резко повышалась плата за обучение (что ограничивало число учащихся), по-прежнему женщинам запрещалось учиться в университете, существовала квота для евреев.
1. Реформы положили начало капиталистическому развитию России и Украины, превратив феодально-крепостническую монархию в монархию буржуазную, как в экономической области (отмена крепостного права), так и в политической (буржуазные реформы 1864—1874 гг.).
2. Реформы способствовали более быстрому капиталистическому развитию страны.
3. Произошла некоторая демократизация общества, если сравнивать внутреннюю и внешнюю политику Николая I и Александра II.
4. Однако из-за того, что буржуазные реформы проводились «сверху», поэтому в стране остались многие феодальные пережитки.