ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ 60-х ГОДОВ

РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА

Финансовая реформа была вызвана требованием упорядочения финансов после Крымской войны и необходимостью поиска средств для про­ведения крестьянской реформы и для перевода страны на путь капита­листического развития.

По этой реформе:

учреждался Госбанк, сконцентрировавший в своих руках все финансы государства;

отменена система откупов территорий и косвенные налоги (за соль, вино, табак и др.), которые стали собирать вместо частных лиц государ­ственные акцизные учреждения;

с 1862 г. стали публиковаться в печати все доходы и расходы государства.

Значение этой реформы в том, что она упорядочила финансы государства, но осталась половинчатой, так как основную тяжесть налогов по-прежнему несло крестьянство, в то время как дворянство было осво­бождено от налогов, хотя и съедало огромную часть казны (50% казны расходовались на содержание армии и государственного аппарата).

 

Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в связи с началом капиталистического развития (потреб­ность в инженерах, механиках, врачах и т. д.).

По этой реформе:

- началось бурное строительство начальных, средних школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс. по всей России, в 1890 г.—78,7 тыс.);

- проведена реформа начального и среднего образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и национальностей, было разрешено открывать частные школы. Обучение разделялось на класси­ческое (гимназии, готовившие в университеты) и реальное (училища, го­товившие в высшие технические учебные заведения);

- предоставлена автономия университетам, которые получили право самостоятельно решать все свои научные, учебные, административные, финансовые и др. вопросы (избирать ректоров и деканов, присуждать ученые степени, посылать на стажировку за границу) и т. д.

Значение этой реформы в том, что, несмотря на расширение числа учебных заведений и их демократизацию, реформа также не могла решить все проблемы. Например, резко повышалась плата за обучение (что ограничивало число учащихся), по-прежнему женщинам запрещалось учиться в университете, существовала квота для евреев.

 

1. Реформы положили начало капиталистическому развитию России и Украины, превратив феодально-крепостническую монархию в монархию буржуазную, как в экономической области (отмена крепостного права), так и в политической (буржуазные реформы 1864—1874 гг.).

2. Реформы способствовали более быстрому капиталистическому развитию страны.

3. Произошла некоторая демократизация общества, если сравнивать внутреннюю и внешнюю политику Николая I и Александра II.

4. Однако из-за того, что буржуазные реформы проводились «сверху», поэтому в стране остались многие феодальные пережитки.