ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ НА ПРАКТИКЕ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН ПО ЗАКОНУ 1866г.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ У ПОМЕЩИЧЬИХ КРЕСТЬЯН
При претворении реформ в жизнь резко усилились крепостнические черты буржуазной по сути реформы 1861 г., т. к.:
1. помещик давал крестьянину землю в таком малом количестве, чтобы экономически заставить крестьянина обратиться за помощью и попасть в новую экономическую кабалу от помещика;
2. система отрезков, когда для каждого региона устанавливалась высшая и низшая норма надела (для большей части Харьковской губернии—от 1 до 4,5 десятины на ревизскую душу, для юга Украины — от 3 до 6,5 десятин и т. д. Если у крестьянина до 1861 г. было:
меньше низшей нормы надела, помещик должен был по закону «дорезать» ему земли (на практике подобного почти не было);
больше высшей нормы надела, излишек, названный отрезком, «отрезался» помещику.
В итоге: до 1861 г. средний крестьянский надел равнялся -1,4 десятины на ревизскую душу, после реформы - 3-4 десятины земли.
3. Тяжесть отрезков заключалась не только в размерах, но и в методах осуществления, т. к.:
— помещик отрезал наиболее необходимые для крестьян земли (луга, водопои, лесные угодья и т. п.), чем заставлял крестьян арендовать эти же земли на кабальных условиях;
— чересполосица, когда помещик, имевший право отрезать любую часть крестьянской земли—отрезал ее полосами, расположенными зачастую на значительном удалении друг от друга, в результате чего один крестьянский надел оказывался в 5-6 местах, для соединения которых крестьянин вынужден был арендовать свою бывшую землю у помещика на его условиях;
4. Градация земли, когда при уплате оброка первые десятины земли
стоили дороже последующих (первая десятина — 50% оброка, вторая—
25%, третья и последующие — остальное). В результате чего, если с
4 десятин земли крестьянин платил 10 руб. оброка, то с двух- 7,5 руб., а не 5 руб. (т. к. первая десятина 5 руб. + вторая десятина – 2,5 руб.);
5. Обман крестьянина во время выкупа им земли (выкупные платежи), т. к. крестьянин во время выкупа земли сразу платил помещику
лишь 20% суммы, остальные 80% помещику выплачивало государство,
а крестьянин был обязан вернуть деньги за эти 80% государству в течение 49 лет, плюс еще 6 % дополнительного долга ежегодно. В итоге крестьяне выплатили за землю сумму в 3 раза большую, чем она стоила (планировалась в 5 раз, лишь революция 1905—1907 гг. заставила царизм в 1906 г. частично отменить выкупные платежи). Таким образом, крестьяне заплатили не только за землю, но и за свое освобождение.
1. Государственные крестьяне сохранили все земли, находившиеся у них до 1861 г. (но не более 8 десятин на ревизскую душу в малоземельных губерниях и 15 дес. в многоземельных);
2. Размер выкупа у них превышал стоимость земли не в 5 раз, как у помещичьих крестьян, а лишь на 45%;
3. В 1880 г. они выкупили свои наделы (помещичьи—в 1906 г.).
Вывод: льготы государственным крестьянам объясняются тем, что государство было заинтересовано в скорейшем переводе страны на капиталистические рельсы, и во-вторых, тем, что на государственных землях не было помещиков, не желавших отдавать свою землю крестьянам.