РАЗВИТИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Украина в первой воловине XIX в. развивалась в рамках Российской' империи, проводившей антинародную политику русификации (запрещение использования украинского языка в школах, создание препон на пути развития украинской культуры и т. п.).
Развивающиеся в недрах Феодализма капиталистические отношения дали толчок росту национального самосознания народа, что отразилось и на культуре: все отчетливее стали проступать национальные черты в литературе, театре, музыке, архитектуре и т. п.
Благодаря развитию капитализма росла потребность общества в просвещении (техника требовала от рабочих знаний), науке (новые разработки которые могли принести прибыль) и т. п.
В начале XIX в. в России была проведена реформа системы просвещения (1802 —1804 гг.), по которой:
1. Учебные заведения делились на 4 разряда:
- приходские школы — создавались при церкви и за 1/2 года в селах или за 1 год в городах обучали детей чтению, письму, арифметике и «Закону Божьему».
- уездные училища — светские начальные школы в городах — за 3 года обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, физике, геометрии, естествознанию, «Закону Божьему»;
- гимназии — за 7 лет обучения давали среднее образование. Изучались латинский, немецкий, французский языки, философия, статистика, юриспруденция, политэкономия, физика и т. п. Выпускники получали право поступать в университеты или же становиться преподавателями начальных школ;
- лицеи и университеты — давали высшее образование. Три лицея (в Кремнице на Волыни, Одессе, Нежине) за 9 или 10 лет давали
объединенный гимназический и университетский курс. На Украине было открыто 2 университета: в Харькове (открыт в 1805 г.: в начале имел 2 факультета - философский и юридический, затем открыт третий - медицинский) и в Киеве (открыт в 1834 г. на базе ликвидированного Кременецкого лицея). В университеты принимали лиц, закончивших гимназии, и за 4 года давали высшее образование. За дореформенное время университеты выпустили более 4 тыс. человек.
2. Особенности развития просвещения:
— просвещение носило классовый характер, т. к. в средние и высшие учебные заведения запрещался доступ детей рабочих и крестьян;
— большинство населения оставались неграмотным, т. к. даже начальные школы охватывали меньшую часть детей и прежде всего крестьян;
— русификаторская политика запрещения на Украине преподавания в учебных заведениях на украинском языке.
Несмотря на слабую материальную базу и стремление царизма превратить университеты и оплот официальной науки, они становились центрами развития естественных, гуманитарных наук. Крупнейшими учеными первой половины XIX в. на Украине были:
Н. Костомаров - видный украинский историк, автор многочисленных исторических трудов ( «Богдан Хмельницкий», «Мазепа и мазепинцы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павло Полуботок» и др.) и крупный общественный деятель буржуазно-либерального направления. Он являлся одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского общества, после разгрома которого был сослан на 9 лет в Саратов. После возвращения из ссылки стал профессором Петербургского университета;
М. Максимович - ученый-энциклопедист, написавший более 100
научных трудов по истории, археологии, этнографии, филологии, ботанике. Первый ректор Киевского университета; I
И. Срезневский - воспитанник Харьковского университета, ученый-славист, основатель отечественного славяноведения, поддерживал связи с членами «Русской тройки».
Н. Осиповский - профессор математики Харьковского университета, автор трехтомного «Курса математики», который несколько десятилетий был основным учебником по математике в вузах. Первый ректор Харьковского университета;
М. Остроградский - ученый-математик, основатель Киевской математической школы.