ПРИЧИНЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
ЗНАЧЕНИЕ КМО И ЕГО РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ УКРАИНЫ
РЕПРЕССИИ ЦАРИЗМА ПРОТИВ КИРИЛ ЛО-М ЕФОДИЕ ВС К ОГО ОБ ЩЕСТВА
В марте 1847 г. по доносу студента А. Петрова члены общества были арестованы и после суда сосланы в различные губернии России под надзор полиции без права возвращения на Украину, а также права преподавательской деятельности в сфере народного образования. Самое тяжелое наказание понес Т. Г. Шевченко, которого отдали в солдаты рядовым Оренбургского отдельного корпуса с запрещением писать и рисовать.
а) создание КМО было первой попыткой украинской интеллигенции перейти от культурного к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины;
б) программа КМО объективно направляла Украину по капиталистическому пути развития благодаря своей антикрепостнической и антицаристской направленности;
в) КМО провозгласило и сделало попытку претворить в жизнь идею панславизма - объединения славян на демократических принципах;
г) ликвидация КМО положила начало длительной борьбе украинской интеллигенции с российским царизмом.
22. ЗАПАДНО-УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Западная Украина в результате трех разделов Польши (1773, 1793, 1795 гг.), оказалась под властью Австро-Венгрии. С начала XIX в. на захваченных землях начинает расти украинское национально-освободительное движение.
Было вызвано:
1. Ростом феодального гнета всоставе Австро-Венгрии (увеличение феодальных повинностей крестьян), суровым бюрократическо-полицейским режимом и др.
2. Возрастанием национального гнета (запрет на преподавание украинского языка в школах и культурно-общественных учреждениях, насаждение немецкого языка, стремление Австро-Венгрии ассимилировать украинское население и др.).
Пионерами национально-освободительного движения в Галиции были:
Иван Могильницкий - священник г. Перемышля, который в 1816 г. при поддержке епископа М. Левицкого организовал «Клерикальное товарищество» с целью распространения в крестьянской среде религиозных текстов на украинском языке; написал первую в Галичине «Грамматику» украинского языка и научный труд «Сведения о русском языке», в котором доказал ошибочность распространявшихся утверждений об украинском языке как диалекте русского или польского языков, доказав, что украинский язык является равноправным восточно-славянским языком.
В 1833 г. во Львове организовано общественно-культурное объединение «Русская тройка». Основателями его были М. Шашкевич, Я. Головацкий, И. Вагилевич—студенты Львовского университета и одновременно воспитанники греко-католической духовной семинарии.
Своей целью они ставили борьбу против социального, политического и духовного угнетения украинских земель, поднятие украинского самосознания через постепенное превращение бытового украинского языка в литературный, знакомство с историей и традициями украинского народа; издали написанные в духе романтизма альманах «Зоря» (из-за цензуры не вышел в свет) и «Русалка Днестровская», где помещали исторические статьи о подвигах казачества, С. Наливайко и др. героев народных восстаний, украинские песни, народные предания и т. п. «Русалку Днестровскую» высоко оценили Т. Г. Шевченко и И. Франко, а австрийское правительство конфисковало весь тираж, кроме одного экземпляра, переданного библиотеке Львовского университета. После этого члены «Русской тройки» опубликовали ряд статей за рубежом (в Лейпциге и др.), где осуждали феодальные порядки, цензуру, национальный гнет в Галиции.
Деятельность «Русской тройки» протекала в тот период, когда значительная часть интеллигенции Красной и Галицкой Руси была полонизованной, онемеченной, мадьяризованной. Среди ряда местных деятелей тогда господствовала идея о возрождении народного языка лишь на основе латинского алфавита. Для Австрийской империи деятельности членов «Русской тройки» угрожала, не только «вторжением славянизма но и ростом симпатии к православной части восточной Европы.
Значение — способствовали росту украинской культуры и самосознания населения, были борцами против национального и духовно гнета в западно-украинских землях.