РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
ТЕАТР
БЫТ И ОБЫЧАИ УКРАИНСКОГО НАРОДА
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и др. отражали важнейшие события в жизни украинского народа:
— героико-патриотическая тематика — о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей;
— о борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой (дума «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «Дума об Алексее Поповиче» и др.);
— общечеловеческие ценности — о любви парня и девушки, предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений (песня-баллада «О казаке и девушке Кулине», песня «Пастуше, пастуше» и др.).
Жилье - у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с башнями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — деревянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и каркасной (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней стороны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2—3 семьи в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — огород. Размеры построек зависели от достатка хозяина.
Одежда — из льняного или конопляного полотна, обычно дома шили для мужчин рубахи с вышивкой (у панов — вышивка из шелка, серебра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. У женщин — сорочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой — длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили шубы из дорогих мехов.
Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки, вареники, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др.
Обычаи — народные (часто языческие) и церковные праздники — Рождество (в ночь на него ходили колядовать), Пасха, праздник Янки Купалы (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы (4 октября, окончание сельхозработ) и др.
— Школьный театр — при Острожской школе, Львовской братской школе — ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и приветствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиозные темы и др.
— Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках и др. при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для развлечения зрителей.
(см. подробнее вопрос «Захват Украины иностранными державами в 14—16 веках»)
После принятия Брестской унии 1596 г. православная церковь на Украине была запрещена и большая часть церквей и монастырей стала униатской. В 1620 г. при помощи запорожского гетмана Петра Сагайдачного, иерусалимский патриарх Феофан приезжает на Украину и восстанавливает Киевскую митрополию и всю православную иерархию на Украине (производит в сан Киевского митрополита 5 украинских и белорусских епископов). В результате Речь Посполитая лишь в начале 30-х г. 17 века под нажимом крупных крестьянских восстаний (С.Наливайко и др.) и требований украинских братств — официально разрешает православную церковь на Украине, хотя по-прежнему продолжает ее преследовать.
В конце XVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Пигаса была проведена реформа церковного пения, которая противопоставила католическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по нотам. В XVII веке на Украине уже сложилась своеобразная школа подобного пения, а Киев превратился в центр, где оно достигло апогея, а позже было перенесено в Россию, заменив там монотонное пение.
В портретной живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влияния.
Произошло перемещение центра политической и культурной жизни в Киев, т. к.:
— Киев был столицей Киевской Руси; а в начале 17 в. — крупнейший город в Приднепровье (15 тыс. жителей), важный ремесленный, торговый и культурный центр;
— находился на юго-восточной окраине Речи Посполитой, что затрудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество;
— с 1620 г. Киев — снова религиозный центр православия на Украине.