РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА

РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ

Братства - организации православного украинского населения, возникли после принятия Люблинской унии 1569 г. Первоначально, органи­зованные православной магнатско-шляхетской оппозицией во главе с князем Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Ук­раины в составе Речи Посполитой, для чего подавали петиции королю и сейму, вели культурно-просветительную работу, выступали за восстанов­ление православной церкви после 1596 г. и т. п.

На рубеже 16—17 веков место магнатов в братствах заняли мел­кие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина, боровшиеся за национально-культурно-религиозное возрождение Украины против засилия польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку право­славной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Ис­пользовали кроме легальных форм борьбы и казацко-крестьянские вы­ступления.

Крупнейшие братства находились во Львове, Киеве, Луцке и др. городах. Сыграли важную роль в общественно-политической жизни Украи­ны. Противостояли наступлению католичества на Украине.

 

а) Развитие Украины в составе Речи Посполитой обусловило

развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижении украинской культуры, языка, обыча­ев, православной веры и т. п.

б) Развитие экономики способствовало потребности в образованных людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатания и т. п.

в) Рост национально-освободительного движения со 2-й половины 16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.

г) Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влия­нием культурных ценностей Западной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.

 

 

В обществе росла потребность в образованных людях как для развивающегося производства и торговли, так и дли национально-освободительного движения — идеологов, способных вести борьбу против насаж­дения униатства. Поэтому:

а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавших старославянскому, языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (сла­вяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык
(основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­метрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора — Герасима Смотрицкого, ставшего впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя
священника Демьяна Наливайко — брата руководителя восстания Севе­рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе­тов и др.

б) братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитыва­ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию;
учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.

в) в начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лавры К.Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото­рого являлись З. Копыстенский, П. Беринда, Т.Земка, Л. Зизаний-Тустановский, А. Митура и др. В декабре 1610 г. ими был подготовлен к печа­ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 — «Визерунок цнот», в 1610 — «Анфолонион» объемом в 1048 страниц.

г) высшее образование — первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киев-братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась братством и основателем Лаврской школы архимандритом Петром Могилой (отсюда название «могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. II. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе – иезуитских школ, обучение в коллегии совпадало с европейским типом.

По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму — 80 тысяч злотых.

Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 высших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополни­тельно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад­ноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) от царского правительства России лишь в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

Она явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Яссах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого вре­мени готовила кадры общественно-культурных деятелей не только для Ук­раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославянских регионов.

Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учеб­ных и других книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.

Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. они издали в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на Украину, работая в имении маг­ната Ходасевича, а затем у князя Острожского, в 1573 г. Федоров осно­вывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церков­ную («Апостол», «Острожская Библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий).

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северске и др. городах.

Значение — книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицисти­ческая литература); подняло международное значение Украины, т. к. из­даваемая литература была известна во многих странах З. Европы.