РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА
РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ
Братства - организации православного украинского населения, возникли после принятия Люблинской унии 1569 г. Первоначально, организованные православной магнатско-шляхетской оппозицией во главе с князем Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Украины в составе Речи Посполитой, для чего подавали петиции королю и сейму, вели культурно-просветительную работу, выступали за восстановление православной церкви после 1596 г. и т. п.
На рубеже 16—17 веков место магнатов в братствах заняли мелкие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина, боровшиеся за национально-культурно-религиозное возрождение Украины против засилия польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку православной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Использовали кроме легальных форм борьбы и казацко-крестьянские выступления.
Крупнейшие братства находились во Львове, Киеве, Луцке и др. городах. Сыграли важную роль в общественно-политической жизни Украины. Противостояли наступлению католичества на Украине.
а) Развитие Украины в составе Речи Посполитой обусловило
развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижении украинской культуры, языка, обычаев, православной веры и т. п.
б) Развитие экономики способствовало потребности в образованных людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатания и т. п.
в) Рост национально-освободительного движения со 2-й половины 16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.
г) Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влиянием культурных ценностей Западной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.
В обществе росла потребность в образованных людях как для развивающегося производства и торговли, так и дли национально-освободительного движения — идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому:
а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавших старославянскому, языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык
(основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, геометрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора — Герасима Смотрицкого, ставшего впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя
священника Демьяна Наливайко — брата руководителя восстания Северина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университетов и др.
б) братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, отличаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинакового отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитывали патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию;
учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.
в) в начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лавры К.Плетенецким был организован кружок литераторов, членами которого являлись З. Копыстенский, П. Беринда, Т.Земка, Л. Зизаний-Тустановский, А. Митура и др. В декабре 1610 г. ими был подготовлен к печати и вышел в свет «Часослов», в 1618 — «Визерунок цнот», в 1610 — «Анфолонион» объемом в 1048 страниц.
г) высшее образование — первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киев-братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась братством и основателем Лаврской школы архимандритом Петром Могилой (отсюда название «могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. II. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе – иезуитских школ, обучение в коллегии совпадало с европейским типом.
По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму — 80 тысяч злотых.
Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 высших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополнительно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к западноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) от царского правительства России лишь в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).
Она явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Яссах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого времени готовила кадры общественно-культурных деятелей не только для Украины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославянских регионов.
Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.
Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. они издали в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходасевича, а затем у князя Острожского, в 1573 г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская Библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий).
Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северске и др. городах.
Значение — книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т. к. издаваемая литература была известна во многих странах З. Европы.