ЭТАПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОЛЬСКОГО И ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВ
ЗАХВАТ ЗАКАРПАТЬЯ ВЕНГРИЕЙ
Был осуществлен во 2-й половине 13 в. На захваченной территории осталось прежнее административное деление — 4 жупа (впоследствии комитета, района), во главе которых стали крупные венгерские феодалы, проводившие политику:
а) усиления феодального гнета; раздачи украинских земель венгерским
феодалам, введение с 1351 г. крепостного права, бесконтрольного господства феодалов над крестьянами (суд, наказание и др.);
б) с 14 в. — наступление католицизма: раздача земли, взимание подати — десятины, строительство костелов и монастырей;
в) переселение в Закарпатье венгерских крестьян и вытеснение украинцев в горные необжитые районы.
В итоге: обострение классовой борьбы, выступления населения за национальный язык и традиции, неприятие католицизма (принятие крестьянами и городской беднотой кальвинизма) и др.
Кревская уния (1385):
а) причины - стремление объединением усилить свои государства перед лицом Тевтонского ордена (совершившего с территории В. Пруссии, Латвии, Эстонии с 1340 по 1410 гг. более 100 крупных походов на славянские земли) и Московского княжества (после победы в Куликовской битве в 1380 г. вырос его авторитет среди украинского и белорусского населения В-К-Л, а авторитет литовского князя Ягайло — союзника Мамая, упал);
б) содержание Унии: Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и был провозглашен польским королем, к Польше присоединились земли В-К-Л (включая украинские и белорусские), на которых вводилось католичество как государственная религия; прекращались столкновения между Польшей и В-К-Л, а их вооруженные силы объединились для борьбы с Тевтонским орденом; казна В-К-Л переходила на нужды Польши;
в) значение Унии двойственно: с одной стороны, положительное (помогла объединенным силам в 1410 г. в Грюнвальдской битве разбить Тевтонский орден); с другой - негативное (раздача украинских земель польским феодалам, передача казны В-К-Л на нужды Польши, насильственное распространение католицизма и др.);
г) последствия Унии: Витовт, став великим литовским князем, сумел на время (1392-1430) восстановить независимость В-К-Л, но через 10 лет после его смерти великокняжеский престол в Литве вновь заняли потомки Ягайло (явившиеся одновременно польскими королями, продолжившими политику своего предка).
Отдельные попытки возродить былую власть Киева как центра, хотя и предпринимались, но успеха не имели. Так, приглашенные в 1433 г. князем Свидригайлом татары воевать с польско-литовскими отрядами благоразумно отказались. А в 1470 г. после смерти киевского князя Симеона Олельковича этот пост оставался незанятым.
Однако, Кревская Уния была лишь личным союзом, основанным на браке царствующих персон 2-х государств, сохранив автономию Литвы и Польши (при вассальной зависимости Литвы). Следующая Люблинская уния полностью объединила эти государства.
Люблинская уния (1569 г.) — Образование Речи Посполитой
а) причины - полное поражение Литвы от России на первом этапе Ливонской войны (1558 — 1583 г.);
б) содержание Унии — Польша и Литва объединились в единое государство Речь Посполитую; на объединенной территории устанавливались: единое государственное устройство, общая денежная система, единый сейм, суд, законы и т. п. по польскому образцу; общий польский король (бывший одновременно великим князем Литовским) избирался и польскими и литовскими феодалами; польские феодалы могли иметь земли в Литве, литовские — в Польше; католичество, как государственная религия и др.
в) Польша середины XVI ст. являлась островом гражданского мира
и внутренней солидарности на фоне кровавых религиозных конфликтов
во Франции, Англии, Германии, кровавой опричнины в России и инквизиции в Испании;
г) значение Унии — помогла победно завершить Ливонскую войну, но резко усилила полонизацию украинских, белорусских и литовских земель, классовое и национально-колониальное угнетение трудящегося населения;
д) последствия Унии:
- захват украинских земель местной, частично — польской шляхтой, постепенно превращавшейся в крупных земледельческих магнатов (Вишневецкий, Острожский, Заславский, Калиновский и др.), с усиленной энергией эксплуатировавших украинских крестьян;
- закрепощение крестьян — окончательно утверждено Литовским статутом 1588 г., по которому устанавливался 20-летний срок поимки беглых крестьян, шляхтичам давалось право самим устанавливать все повинности крестьян, распоряжаться крестьянской жизнью и крестьянским имуществом;
- полонизация украинской знати, принимавшей язык, традиции, верования Польши.
Утратив вкус к политике, украинские магнаты превратились в неведомых ранее польскому обществу олигархов, имеющих больше вооруженных сил и денежных ресурсов, нежели имела высшая власть Речи Посполитой (богатства Я.Острожского равнялись двум годовым бюджетам государства в мирное время).
Брестская уния (1596 г.)
а) причины — стремление Ватикана подчинить католичеству восточную православную церковь, создав переходный период для полного
перехода православных украинцев к католицизму; желание ряда православных священников уравняться в правах (с привилегированным в Польше католическим духовенством), стремление оградить себя от влияния Московского патриарха, поддерживавшего украинские братства, пытавшиеся избирать священников, вмешиваться в церковные дела и т. п.
б) содержание Унии — украинская церковь признавала основные
догматы католической церкви и переходила под власть Ватикана, признав своей главой — папу Римского. Богослужение оставалось на славянском языке;
в) последствия Унии — переход в лоно католицизма; фактический
запрет православной церкви; преследование оставшихся верными православию священников, раздел украинцев на 2 конфессии, положив начало отличиям, которые позднее развились между западными и восточными украинцами. Против Унии выступили народные массы (казацкое восстание 1594 — 1596 гг., восстание горожан Луцка в 1620 г., в г. Остроге в 1638 г. и т. д.) Против Унии вели борьбу: часть дворянства во главе с князем Константином Острожским (1527-1608), а также украинские братства. Это вынудило Речь Посполитую в 1633 г. вновь разрешить легальное существование православной церкви, хотя
все льготы по-прежнему распространялись лишь на униатов.