КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (988 г.)
Причины:
а) необходимость укрепления феодальных отношений в раннефеодальном государстве, т. к. язычество противоречило единению Руси;
б) принятие единой с Византией религии укрепляло бы южные границы Руси, т. к. Русь получила бы на юге авторитетного и могущественного союзника;
в) принятие христианства способствовало поднятию международного
авторитета Руси, т. к. до 988 г. Русь в глазах Европы и Византии была «дремучей, языческой»;
г) принятие христианства способствовало бы сближению с высокоразвитой Византией — наследницей культуры Древней Греции (технологии, литература, искусство, архитектура и т. п.).
Р а з в и т и е с о б ы т и й:
а) для укрепления великокняжеской власти Владимир проводит реформу язычества, создав пантеон шести богов во главе с Перуном;
б) убедившись в несостоятельности язычества, как господствующей
религии феодального государства, Владимир решил принять христианство византийского обряда (православие). Чтобы не попасть при этом в
вассальную зависимость от Византии, как другие, Владимир захватил
Византийскую крепость Херсонес (988 г.), и оттуда как победитель
продиктовал 2 условия византийскому императору: выдать за него сестру императора, после чего он готов принять христианство; крещение
киевлян имело место, видимо, на реке Почайне в 988 или 989 году
(историк 0. М. Раков называет иную дату — 1 августа 990 г.);
В произведении Киевского митрополита С. Косова «Патерикон» (XVII ст.) говорилось о пяти крещениях Руси-Украины: святым апостолом Андреем; при царе Михаиле и патриархе Фотии усилиями Кирилла и Мефодия; при Василии Македонском в 886 году; княгиней Ольгой в 958 году; и последнее — Владимиром в 989 или 990 году.
Значение принятия христианства:
а) Способствовало укреплению К. Руси как раннефеодального государства, подняло ее международный авторитет, укрепило ее связи с Византией, способствовало распространению письменности на Руси, дало импульс развитию древнерусской культуры (живописи, архитектуры и т. д.).
6) Христианство насаждалось на Руси жестокими методами, в результате были уничтожены многие памятники языческой культуры; церковь со временем превратилась в крупнейшего феодала.
Письменность — имелись две славянские азбуки — глаголица и кириллица. Последняя получила большее распространение из-за своей простоты и прямой связи с греческим алфавитом (24 буквы — греческие, 19 — славянские для точной передачи фонетических особенностей славянской речи). Обучение велось в начальных школах (при крупных монастырях) или частым образом и получило широкое распространение (на Новгородских берестяных грамотах писали хоздоговора, личные дневники и любовные письма и т. п.).
Библиотеки — первую создал при Софийском соборе в Киеве Я.Мудрый (1037 г.). Другие крупные библиотеки существовали при монастырях и церквях, где книги не только хранились, но и переписывались и переводились с иностранных языков.
Литература — историческая (летописи) — писалась по годам: наиболее известная — «Повесть временных лет», написанная отцом русской истории монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в нач. XII века; вершиной всей древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» (12 в.); суть поэмы призыв к единству русских князей (автор неизвестен, но по мнению Рыбакова — им был Киевский боярин Петр Бориславич); первой древнерусской энциклопедией стал «Изборник» митрополита Иллариона (1073 г.).
Устное народное творчество — эпические песни и былины изображали в возвышенном духе исторические события и прославляли героизм в борьбе с захватчиками (наиболее известный исполнитель — Баян, певец XI в.); на праздниках и торгах — скоморохи, исполняли частушки (высмеивающие человеческие пороки), были танцорами, фокусниками, актерами, водившими медведей, игравшими на гуслях, трубах, флейтах и т. д. Многие из них постоянно жили при дворах князей и крупных феодалов.
Архитектура — шедеврами стали: Софийский собор в Киеве (1073 г., ставший образцом для строительства подобных соборов в Новгороде и Полоцке), Успенский собор в Киеве, Десятинная церковь в Киеве, Храм Святого Спаса в Чернигове и др. Не менее ценны мозаика и фрески внутри храмов, посвященные библейской тематике.
Прикладное искусство — ювелирные изделия из золота и серебра, украшения с разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба по кости, камню и дереву (шкатулки, пуговицы, ложки, шахматно-шашечные фигурки), литье (бронзовые купола церквей) и т. п.
В итоге: культура К. Руси заняла видное место в сокровищнице мировой культуры, вобрав в себя культуру древних славянских племен и Византии (наследницы культуры Др. Греции).