Реформы просвещения и печати

Реформа армии и флота

 

Разбитая в Крымской войне русская армия также остро нуждалась в преобразованиях, причем коренных. С 1861 года реформой армии занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы вооруженных сил состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей (всесословной) воинской повинности, изменении системы управления войсками, реорганизации военного министерства, создании новых учебных заведений, перевооружении армии и флота. Генералитет упорно и долго сопротивлялся переменам в армии – старая рекрутская система и николаевская школа подготовки войск казалась старым генералам незаменимой. Лишь в 1874 году удалось издать закон об отмене рекрутчины и об обязанности всех сословий служить в армии в течение 6 лет (на флоте – 7 лет). Одновременно на вооружении войск стало появляться современное стрелковое нарезное оружие; артиллерийские заводы стали лить пушки, которые были не хуже английских. В открытых новых учебных заведениях готовилось новое поколение образованных офицеров. Армия была переодета в новую униформу, более удобную, чем раньше. Она чем‑то напоминала униформу американской армии времен Гражданской войны в США.

Флот нуждался в реформировании не меньше, чем сухопутная армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и броней. В реформе флота несомненна заслуга великого князя Константина Николаевича, о котором шла речь выше. Он прекрасно знал нужды флота, был сторонником развития броненосных кораблей и создания быстроходных парусно‑паровых крейсеров для операций в океане. Россия не оставляла идею борьбы с Британией в Мировом океане. Возрождение флота в 1860‑е годы началось с создания мониторов – низкосидящих в воде броненосцев. Благодаря усилиям Константина и других адмиралов корабли вооружались нарезной артиллерией, развивалось минное дело, ставили опыты с подводными лодками. Однако строительство флота шло медленно – не хватало денег. Так, сооружение знаменитого броненосца «Петр Великий» затянулось на 8 лет!

 

 

В 1864 году было принято «Положение о начальных народных училищах».

Этот документ определил новую систему начального и среднего образования. Начальные земские училища давали элементарное образование, затем шли всесословные семиклассные мужские гимназии, которые делились на гуманитарные (классические) и технические (реальные). Гимназисты классических гимназий без экзаменов поступали в университеты, а реалисты – в технические институты. Причем в становлении среднего образования шла упорная борьба. Министр народного просвещения Д. А. Толстой был сторонником классического образования и считал вредным преподавание естествознания и других естественных наук. В конечном счете его взгляды закрепились в принятом в 1871 году гимназическом уставе. Зато реформа университетов, благодаря А. В. Головину, была проведена в либеральном духе. Устав 1863 года возрождал уничтоженную в николаевское время автономию университетов, устанавливал при замещении должностей и кафедр главным принципом выборное начало. В университетах даже вводился независимый суд для универсантов.