Сложное предложение 2 страница
What does he not understand? = What doesn’t he understand? | Чего он не понимает? | |
Why didn’t you write? | Почему ты не написал? | |
Why didn’t you travel by car? | Почему вы не поехали на машине? | |
Специальные вопросы к подлежащему или его определению | ||
1. Вопросы к подлежащему. |
Вопрос к подлежащему (как и к определению подлежащего) не требует изменения прямого порядка слов, характерного для повествовательного предложения. Просто подлежащее (со всеми его определениями) заменяется вопросительным местоимением, которое исполняет в вопросе роль подлежащего. Вопросы к подлежащему начинаются с вопросительных местоимений:
who [hH] – кто (для одушевленных существительных)
what [wOt] - что (для неодушевленных существительных)
Схема специального вопроса к подлежащему:
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Обстоятельство |
Who Кто | is reading читает | a book книгу | at the window? у окна? |
What Что | is lying лежит | on the table? на столе? |
Дополнительный вспомогательный глагол to do в Present и Past Indefinite (где его нет в исходной форме) не требуется.
The teacher read an interesting story to the students yesterday. Who read an interesting story to the students yesterday? | Учитель читал интересный рассказ ученикам вчера. Кто читал интересный рассказ ученикам вчера? |
This very important part of the plan played a great role in our experiment. What played a great role in our experiment? | Эта очень важная часть плана сыграла огромную роль в нашем эксперименте. Что сыграло огромную роль в нашем эксперименте? |
Сказуемое в таких вопросах (после who, what в роли подлежащего) всегда выражается глаголом в 3-м лице единственного числа (не забудьте про окончание -s в 3-м лице ед. числа в Present Indefinite. Правила образования -s форм см. здесь.):
Who is reading this book? | Кто читает эту книгу? |
Who goes to school? | Кто ходит в школу? |
Who gives you English books? | Кто дает тебе книги на английском языке? |
В предложениях с формальным there вопросительное местоимение вытесняет реальное подлежащее, а не формальное слово, например:
There is a table in the corner of the room. What is there in the corner of the room? | В углу комнаты (находится) стол. Что находится в углу комнаты? |
Ответ на вопрос к подлежащему. |
На вопрос к подлежащему (или к его определению) обычно дается краткий ответ, состоящий из подлежащего (выраженного существительным или местоимением в им. падеже) и вспомогательного (а при отсутствии вспомогательного глагола у сказуемого - вспомогательного do) или модального глагола. Глаголы to be, to have в их смысловом значении, естественно, не требуют вспомогательного глагола do. В разговорной речи все эти глаголы могут быть опущены, оставляя в ответе одно подлежащее.
Who knows the answer to the question? We do. | Кто знает ответ на этот вопрос? Мы (знаем). |
Who plays in the garden? My children do. | Кто играет в саду? Мои дети. |
Who can do it? I can. | Кто может сделать это? Я (могу). |
Who must study hard? We must. | Кто должен усердно учиться? Мы (должны). |
Who is in the classroom? I am. | Кто в классе? Я. |
Ответ на вопрос к определению подлежащего:
What book is lying on the table? A French book is. | Какая книга лежит на столе? Французская (книга). |
Примечание: Помнить, что вопросительные местоимения who и what при постановке вопросав настоящем времени требуют постановки глагола-сказуемого в 3-е лицо ед. числа (Present: Indefinite - окончания -s, -es; Continuous - is; Perfect - has), если заранее не известно, в каком лице и числе последует ответ, например:
Who wants to go there? We do.-или-I do.- или- She does. | Кто хочет туда поехать? Мы. - или – Я. –или - Она. |
Who has been there today? We have. - или - He has. | Кто был там сегодня? Мы. - или - Он. |
В разговорной речи эти глаголы могут быть опущены, оставляя в ответе одно подлежащее. Но такие ответы менее употребительны.
Who is standing at the window? Кто стоит у окна? - My sister. Моя сестра.
Специальные вопросы с составным именным сказуемым. |
Прежде всего вспомним, что составное именное сказуемое состоит из глагола связки в личной форме и именной части. В качестве глагола-связки, как правило, употребляется глагол to be - быть в соответствующем лице и времени: am / is / are / was / were... . Именная часть выражает основное смысловое значение сказуемого, характеризуя подлежащее: каково оно, что оно собой представляет, кто / что оно такое . Она может быть выражена любой частью речи: существительным, прилагательным, местоимением, наречием, причастием и др. Например:
Существительным: She is a student. - Она студентка.
Прилагательным: The weather is fine. - Погода чудесная.
Наречием: The lesson is over. - Урок окончен.
Причастием: The glass is broken. - Стакан разбит.
Вопросы к подлежащему в предложениях с составным именным сказуемым начинаются с who кто (когда речь идет о лицах) и с what что (когда речь идет о предметах). В вопросе глагол-связка согласуется в числе с существительным, стоящим после него, а если именная часть сказуемого выражена не существительным, то глагол-связка ставится в единственном числе.
Who is a student? | Кто студент? |
Who are engineers? | Кто инженеры? |
What is over? | Что окончено? |
What is broken? | Что сломано? |
Who is ready? | Кто готов? |
Вопросы к именной части сказуемого имеют целью выяснить каков предмет, что он собой представляет. Глагол-связка в них согласуется в числе с существительным или местоимением, стоящим после него. Вопрос начинается с who когда хотят выяснить фамилию или степень родства. Вопрос начинается с what когда речь идет о профессии, должности лица и т.д. В русском языке и who и what соответствует в этом случае местоимение кто.
Who is that man? | Кто этот человек? |
What is he? | Кто он такой? Каков он? |
What are they like? | Что они собой представляют? |
What kind of book is it? | Что это за книга? |
2. Вопросы к определению подлежащего. |
Вопросы к определению подлежащего начинаются с вопросительных слов what какой, whichкоторый, whose чей, how much сколько, how many сколько, за которыми непосредственно следует подлежащее:
What book is lying on the table? | Какая книга лежит на столе? |
Whose children are playing in the garden? | Чьи дети играют в саду? |
How many letters arrived in the morning? | Сколько писем пришло утром? |
How much coffee is in the cup now? | Сколько кофе сейчас в чашке? |
Вопросительное слово what входит в сочетание What kind of…?, которое всегда является вопросом о качестве, т.е. вопросом к определению. Он имеет значение "Какого рода (вида, типа)…?", "Что за…?":
What kind of book is it? – It’s an interesting book. | Какая это (Что это за) книга? – Это интересная книга. |
Примечание: После вопросительных слов what и what kind of существительное употребляется без артикля.
Ответ на вопрос к определению подлежащего:
What book is lying on the table? Какая книга лежит на столе? - A French book is. Французская (книга).
Отрицательная форма вопросов к подлежащему. |
Эти вопросы строятся на основе отрицательных предложений, а значит в Present и Past Indefinite используется вспомогательный глагол to do.
В вопросах, относящихся к подлежащему или его определению, частица not ставится после вспомогательного или модального глагола:
Who doesn’t know this rule? | Кто не знает этого правила? | |
Who hasn’t seen this film yet? | Кто еще не видел этого фильма? | |
Who hasn’t returned yet? | Кто еще не вернулся? | |
Альтернативные вопросы | ||
Альтернативный вопрос задается тогда, когда предлагается сделать выбор, отдать чему-либо предпочтение.
Альтернативный вопрос может начинаться со вспомогательного или модального глагола (как общий вопрос) или с вопросительного слова (как специальный вопрос) и должен обязательно содержать союз or [L] - или. Часть вопроса до союза or произносится с повышающейся интонацией, после союза or - с понижением голоса в конце предложения.
Например вопрос, представляющий собой два общих вопроса, соединенных союзом or:
Is he reading or is he writing? | Он читает или он пишет? |
Did he pass the exam or did he fail? | Он выдержал экзамен или провалился? |
Вторая часть вопроса, как правило, имеет усеченную форму, в которой остается (называется) только та часть, которая обозначает выбор (альтернативу):
Is he reading or writing? | Он читает или он пишет? |
Ответ на альтернативный вопрос. |
Ответы на альтернативные вопросы даются, как правило, полные. Ответы типа да или нет логически невозможны.
Is he reading or writing? He is reading. | Он читает или он пишет? Он читает. |
Do you like tea orcoffee? I like tea. | Вы любите чай или кофе? Я люблю чай. |
Can you skate or (can you) ski? I can skate. | Ты умеешь кататься на коньках или на лыжах? Я умею кататься на коньках. |
Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то второму подлежащему тоже должен предшествовать вспомогательный или модальный глагол. Ответ на вопрос к подлежащему дается в краткой форме.
Will you go there, or will your wife? My wife will. | Вы пойдете туда или ваша жена? Моя жена (пойдет). |
Do you or does your brother help them? My brother does. | Вы или ваш брат помогает им? Мой брат. |
С вопросительного слова начинаются вопросы, состоящие из специального вопроса и следующих за ним двух однородных членов предложения, соединенных союзом or:
When will you do this work: today or tomorrow? I shall do it tomorrow. | Когда вы сделаете эту работу, сегодня или завтра? Я сделаю ее завтра. | |
Which is he doing: resting or working? He is resting. | Что он делает: отдыхает или работает? Он отдыхает. | |
Разделительные вопросы | ||
Основными функциями разделительных вопросов являются: проверка предположения, запрос о согласии собеседника с говорящим, поиски подтверждения своей мысли, выражение сомнения.
Разделительный (или расчлененный) вопрос состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной.
Первая часть - повествовательное утвердительное или отрицательное предложение с прямым порядком слов.
Вторая часть, присоединяемая через запятую, представляет собой краткий общий вопрос, состоящий из местоимения, заменяющего подлежащее, и вспомогательного или модального глагола . Повторяется тот вспомогательный или модальный глагол, который входит в состав сказуемого первой части. А в Present и Past Indefinite, где нет вспомогательного глагола, употребляются соответствующие формы do/ does/ did.
В второй части употребляется обратный порядок слов, и она может переводится на русский язык: не правда ли?, не так ли?, верно ведь?
1 Если первая часть вопроса утвердительная, то глагол во второй части стоит в отрицательной форме, например:
You speak French, don’t you? | Вы говорите по-французски, не правда ли? |
You are looking for something, aren’t you? | Вы что-то ищете, не правда ли? |
Pete works at a plant, doesn’t he? | Пит работает на фабрике, не так ли? |
I can go now, can’t I? | Я могу теперь идти, не правда ли? |
Примечание. Глагол to be в 1-м лице ед. числа (am), в том случае, если вопросительная часть предложения отрицательна, имеет форму aren’t, (так как Am not I и Am I not практически не используются) например:
I am busy, aren’t I. | Я занят, не так ли? |
I am late, aren’t I. | Я опаздываю, не так ли? |
Но если вторая часть вопроса положительно, то:
I amnot busy, am I. | Я не занят, не так ли? |
2 Если первая часть отрицательная, то во второй части употребляется утвердительная форма, например:
It is not very warm today, is it? | Сегодня не очень тепло, не так ли? |
John doesn’t live in London, does he? | Джон не живет в Лондоне, верно? |
You friend can’t speak English, can he? | Ваш приятель не говорит по-английски, не так ли? |
Ответ на разделительный вопрос. |
В разделительном вопросе говорящий хочет получить подтверждение или отрицание того, что высказано в повествовательной части. Ответ на такой вопрос, также как и на общий, как правило краткий, содержащий слова Yes да или No нет.
1 С утвердительной повествовательной частью: выражение согласия должно содержать Yes, а несогласия No, например:
You will object to such actions, won’t you? Yes, I shall. – No, I shan’t. | Вы будете протестовать против таких действий, верно? Да, буду. - Нет, не буду. |
Jack works hard, doesn’t he? Yes, he does. - No, he doesn’t. | Джек много работает, не так ли? Да, так. - Нет, не так. |
2 С отрицательной повествовательной частью: выражение согласия, в отличие от русского языка, должно обязательно содержать No (хотя при переводе на русский получится да), а несогласия Yes, например:
You do not know how to answer the question, do you? No, I don’t. - Yes, I do. | Вы не знаете, как ответить на этот вопрос, не так ли? Да, я не знаю. - Нет, я знаю. |
You will not go there, will you? No, I shan’t. - Yes, I shall. | Вы не пойдете туда, не так ли? Да, яне пойду. - Нет, я пойду. |
You haven’t been to Moscow yet, have you? No, I haven’t. - Yes, I have. | Ты до сих пор так и не был в Москве, не так ли? Да,не был. - Нет, был. |
Первая часть разделительного вопроса (повествовательное предложение) произносится с понижающейся интонацией, а вопросительная часть - с повышением тона.
Отрицательное предложение |
В отличие от русского языка, где в предложении может быть несколько отрицаний, в английском языке возможно только одно отрицание, например:
Nobody ever told me anything about it. | Мне никто никогда ничего об этом не говорил. |
Другой отличительной особенностью является то, что в английском предложении именно сказуемое ставится в отрицательной форме. Отрицательная частица not стоит при сказуемом и в тех случаях, когда в соответствующих русских предложениях частица не стоит при другом члене предложения.
Он обедает не дома. | He does not have his dinner at home. |
Уроки английского у нас не каждый день. | We don’t have English lessons every day. |
I.Основным средством выражения отрицания в английском языке является отрицательная частица not.
1) Она ставится после первого вспомогательного глагола или после модального глагола.
2) В Present и Past Indefinite используется вспомогательный глагол do.
3) Если сказуемое выражено глаголом to be, то вспомогательный глагол не требуется.
4) Сказуемое, выражено глаголом to have, обычно образует отрицание без do, а в роли модального глагола и в устойчивых словосочетаниях с do.
5) Частица not может относиться и к неличной форме глагола.
II.Помимо частицы not в английском языке есть и другие слова, выражающие отрицание. А поскольку в английском предложении может быть только одно отрицание, то сам глагол-сказуемое употребляется в утвердительной форме:
1) отрицательное местоимение no;
2) отрицательные местоимения nobody, no one, none, nothing, neither, nowhere;
3) союз neither... nor;
4) наречия never, hardly, scarcely, seldom, rarely, barely;
5) предлог without;
6) отрицательные приставки in-, un-.
I. (с отрицательной частицей not) |
1 Ставится после вспомогательного или модального глагола, входящих в состав сказуемого. А при наличии нескольких вспомогательных глаголов - после первого из них. В разговорной речи употребляется сокращенная форма -n’t [nt], например:
We shall not do the work. | Мы не будем делать эту работу. |
He is not (isn’t) waiting for you. | Онне ждет вас. |
I have not read that book. | Я не читал эту книгу. |
They will not be coming to the party. | Они не придут на вечеринку. |
The tree has not been cut down. | Дерево еще не срубили. |
Примеры с модальными глаголами:
She cannot (can’t) come to-day. | Она не может придти сегодня. |
You must not tell him. | Тыне должен говорить ему. |
I could not come. | Я не мог прийти. |
You needn’t hurry. | Тебе не надо торопиться. |
You should not go there. | Тебе не следует туда ходить. |
Но если глагол need нуждаться используется как смысловой глагол, то он образует отрицание по общему правилу – not после вспомогательного глагола, а при его отсутствии с помощью глагола do:
We do not need his help. | Нам не нужна его помощь. |
2 Если сказуемое выражено глаголом в форме Present или Past Indefinite (только эти две формы образуются без вспомогательного глагола), то отрицательная форма глагола образуется с помощью вспомогательного глагола do в личной форме (do, does, did), который не переводится, и частицы not. Вспомогательный глагол do берет на себя грамматическую нагрузку, например: окончание-s, -es (в 3л. ед. числа), принимая форму does, или -ed (прошедшее время), принимая форму did, а смысловой глагол ставится в форме инфинитива без частицы to (словарная форма) например:
We do not work on Sunday. | Мы не работаем в воскресенье. |
He does not like to skate. | Он не любит кататься на коньках. |
We did not translate the text yesterday. | Мы не перевели (этот) текст вчера. |
Обратите внимание - если, например, в утвердительном предложении сказуемое стоит в прошедшем времени, то в отрицательном предложении, образованном от него, сказуемое нужно поставить в I-й (словарной) форме, т.к. прошедшее время выражено в did:
They knew about the decision. | Они знали об этом решении. |
They did not know about the decision. | Они не знали об этом решении. |
3 Если сказуемое выражено глаголом to be (am, is, are, was, were), то вспомогательный глагол не требуется и частица not ставится сразу после него, например:
This is not a girl, it’s a boy. | Это не девочка, это мальчик. |
They are not in the town. | Их нет в городе. |
The boy was not very clever. | Мальчик был не очень умен. |
Если глагол to be имеет форму, в состав которой входит вспомогательный глагол, то отрицательная форма образуется по общему правилу – not после первого вспомогательного глагола, например:
They will not be in the town. | Их не будет в городе. |
4 Если сказуемое выражено глаголом to have в форме Present или Past Indefinite , то необходимо учитывать следующее:
а) в британском варианте английского языка to have в значении иметь, обладать обычно образует отрицательную форму без вспомогательного глагола. Сказуемое to have перед дополнением-существительным образует отрицание преимущественно с местоимением no.
I hadn’t any relatives in London. = I had no relatives in London. | У меня не было родственников в Лондоне. |
I have no time today. | У меня нет времени сегодня. |
б) в американском варианте английского языка глагол to have образует отрицательную форму с помощью do:
He does not have friends among his fellow students. | У него нет друзей среди студентов. |
в) to have в роли модального глагола (в значении обязанности или необходимости) всегда образует отрицание с помощью вспомогательного глагола do:
I did not have to go there again. | Мне не надо было идти туда снова. |
г)to have в устойчивых словосочетаниях (to have tea пить чай, to have a good time хорошо провести время, to have a talk поговорить) образует отрицание с помощью do:
We did not have a good time there. | Мы не очень хорошо провели там время. |
5 Частица not может относиться и к неличной форме глагола. В этом случае отрицание относится только к глаголу, перед которым оно стоит:
I ordered them not to do that. | Я приказал им не делать этого. |
Not knowing what to do, he decided to ask advice of his friend. | Не зная, что делать, он решил посоветоваться с другом. |