Сложное предложение 2 страница

What does he not understand? = What doesn’t he understand? Чего он не понимает?
Why didn’t you write? Почему ты не написал?
Why didn’t you travel by car? Почему вы не поехали на машине?
  Специальные вопросы к подлежащему или его определению
     

 

1. Вопросы к подлежащему.

 

Вопрос к подлежащему (как и к определению подлежащего) не требует изменения прямого порядка слов, характерного для повествовательного предложения. Просто подлежащее (со всеми его определениями) заменяется вопросительным местоимением, которое исполняет в вопросе роль подлежащего. Вопросы к подлежащему начинаются с вопросительных местоимений:

who [hH] – кто (для одушевленных существительных)

what [wOt] - что (для неодушевленных существительных)

 

Схема специального вопроса к подлежащему:

Подлежащее Сказуемое Дополнение Обстоятельство
Who Кто is reading читает a book книгу at the window? у окна?
What Что is lying лежит   on the table? на столе?

 

Дополнительный вспомогательный глагол to do в Present и Past Indefinite (где его нет в исходной форме) не требуется.

The teacher read an interesting story to the students yesterday. Who read an interesting story to the students yesterday? Учитель читал интересный рассказ ученикам вчера. Кто читал интересный рассказ ученикам вчера?
This very important part of the plan played a great role in our experiment. What played a great role in our experiment? Эта очень важная часть плана сыграла огромную роль в нашем эксперименте. Что сыграло огромную роль в нашем эксперименте?

 

Сказуемое в таких вопросах (после who, what в роли подлежащего) всегда выражается глаголом в 3-м лице единственного числа (не забудьте про окончание -s в 3-м лице ед. числа в Present Indefinite. Правила образования -s форм см. здесь.):

Who is reading this book? Кто читает эту книгу?
Who goes to school? Кто ходит в школу?
Who gives you English books? Кто дает тебе книги на английском языке?

 

В предложениях с формальным there вопросительное местоимение вытесняет реальное подлежащее, а не формальное слово, например:

There is a table in the corner of the room. What is there in the corner of the room? В углу комнаты (находится) стол. Что находится в углу комнаты?

 

 

Ответ на вопрос к подлежащему.

 

На вопрос к подлежащему (или к его определению) обычно дается краткий ответ, состоящий из подлежащего (выраженного существительным или местоимением в им. падеже) и вспомогательного (а при отсутствии вспомогательного глагола у сказуемого - вспомогательного do) или модального глагола. Глаголы to be, to have в их смысловом значении, естественно, не требуют вспомогательного глагола do. В разговорной речи все эти глаголы могут быть опущены, оставляя в ответе одно подлежащее.

Who knows the answer to the question? We do. Кто знает ответ на этот вопрос? Мы (знаем).
Who plays in the garden? My children do. Кто играет в саду? Мои дети.
Who can do it? I can. Кто может сделать это? Я (могу).
Who must study hard? We must. Кто должен усердно учиться? Мы (должны).
Who is in the classroom? I am. Кто в классе? Я.

Ответ на вопрос к определению подлежащего:

What book is lying on the table? A French book is. Какая книга лежит на столе? Французская (книга).

 

Примечание: Помнить, что вопросительные местоимения who и what при постановке вопросав настоящем времени требуют постановки глагола-сказуемого в 3-е лицо ед. числа (Present: Indefinite - окончания -s, -es; Continuous - is; Perfect - has), если заранее не известно, в каком лице и числе последует ответ, например:

Who wants to go there? We do.-или-I do.- или- She does. Кто хочет туда поехать? Мы. - или – Я. –или - Она.
Who has been there today? We have. - или - He has. Кто был там сегодня? Мы. - или - Он.

В разговорной речи эти глаголы могут быть опущены, оставляя в ответе одно подлежащее. Но такие ответы менее употребительны.

Who is standing at the window? Кто стоит у окна? - My sister. Моя сестра.

 

 

Специальные вопросы с составным именным сказуемым.

 

Прежде всего вспомним, что составное именное сказуемое состоит из глагола связки в личной форме и именной части. В качестве глагола-связки, как правило, употребляется глагол to be - быть в соответствующем лице и времени: am / is / are / was / were... . Именная часть выражает основное смысловое значение сказуемого, характеризуя подлежащее: каково оно, что оно собой представляет, кто / что оно такое . Она может быть выражена любой частью речи: существительным, прилагательным, местоимением, наречием, причастием и др. Например:

Существительным: She is a student. - Она студентка.

Прилагательным: The weather is fine. - Погода чудесная.

Наречием: The lesson is over. - Урок окончен.

Причастием: The glass is broken. - Стакан разбит.

 

Вопросы к подлежащему в предложениях с составным именным сказуемым начинаются с who кто (когда речь идет о лицах) и с what что (когда речь идет о предметах). В вопросе глагол-связка согласуется в числе с существительным, стоящим после него, а если именная часть сказуемого выражена не существительным, то глагол-связка ставится в единственном числе.

Who is a student? Кто студент?
Who are engineers? Кто инженеры?
What is over? Что окончено?
What is broken? Что сломано?
Who is ready? Кто готов?

 

Вопросы к именной части сказуемого имеют целью выяснить каков предмет, что он собой представляет. Глагол-связка в них согласуется в числе с существительным или местоимением, стоящим после него. Вопрос начинается с who когда хотят выяснить фамилию или степень родства. Вопрос начинается с what когда речь идет о профессии, должности лица и т.д. В русском языке и who и what соответствует в этом случае местоимение кто.

Who is that man? Кто этот человек?
What is he? Кто он такой? Каков он?
What are they like? Что они собой представляют?
What kind of book is it? Что это за книга?

 

 

2. Вопросы к определению подлежащего.

 

Вопросы к определению подлежащего начинаются с вопросительных слов what какой, whichкоторый, whose чей, how much сколько, how many сколько, за которыми непосредственно следует подлежащее:

What book is lying on the table? Какая книга лежит на столе?
Whose children are playing in the garden? Чьи дети играют в саду?
How many letters arrived in the morning? Сколько писем пришло утром?
How much coffee is in the cup now? Сколько кофе сейчас в чашке?

Вопросительное слово what входит в сочетание What kind of…?, которое всегда является вопросом о качестве, т.е. вопросом к определению. Он имеет значение "Какого рода (вида, типа)…?", "Что за…?":

What kind of book is it? – It’s an interesting book. Какая это (Что это за) книга? – Это интересная книга.

 

Примечание: После вопросительных слов what и what kind of существительное употребляется без артикля.

Ответ на вопрос к определению подлежащего:

What book is lying on the table? Какая книга лежит на столе? - A French book is. Французская (книга).

 

 

Отрицательная форма вопросов к подлежащему.

 

Эти вопросы строятся на основе отрицательных предложений, а значит в Present и Past Indefinite используется вспомогательный глагол to do.

В вопросах, относящихся к подлежащему или его определению, частица not ставится после вспомогательного или модального глагола:

Who doesn’t know this rule? Кто не знает этого правила?
Who hasn’t seen this film yet? Кто еще не видел этого фильма?
Who hasn’t returned yet? Кто еще не вернулся?
  Альтернативные вопросы
     

 

Альтернативный вопрос задается тогда, когда предлагается сделать выбор, отдать чему-либо предпочтение.

Альтернативный вопрос может начинаться со вспомогательного или модального глагола (как общий вопрос) или с вопросительного слова (как специальный вопрос) и должен обязательно содержать союз or [L] - или. Часть вопроса до союза or произносится с повышающейся интонацией, после союза or - с понижением голоса в конце предложения.

Например вопрос, представляющий собой два общих вопроса, соединенных союзом or:

Is he reading or is he writing? Он читает или он пишет?

 

Did he pass the exam or did he fail? Он выдержал экзамен или провалился?

 

Вторая часть вопроса, как правило, имеет усеченную форму, в которой остается (называется) только та часть, которая обозначает выбор (альтернативу):

Is he reading or writing? Он читает или он пишет?

 

 

Ответ на альтернативный вопрос.

 

Ответы на альтернативные вопросы даются, как правило, полные. Ответы типа да или нет логически невозможны.

Is he reading or writing? He is reading. Он читает или он пишет? Он читает.
Do you like tea orcoffee? I like tea. Вы любите чай или кофе? Я люблю чай.
Can you skate or (can you) ski? I can skate. Ты умеешь кататься на коньках или на лыжах? Я умею кататься на коньках.

 

Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то второму подлежащему тоже должен предшествовать вспомогательный или модальный глагол. Ответ на вопрос к подлежащему дается в краткой форме.

Will you go there, or will your wife? My wife will. Вы пойдете туда или ваша жена? Моя жена (пойдет).
Do you or does your brother help them? My brother does. Вы или ваш брат помогает им? Мой брат.

 

С вопросительного слова начинаются вопросы, состоящие из специального вопроса и следующих за ним двух однородных членов предложения, соединенных союзом or:

When will you do this work: today or tomorrow? I shall do it tomorrow. Когда вы сделаете эту работу, сегодня или завтра? Я сделаю ее завтра.
Which is he doing: resting or working? He is resting. Что он делает: отдыхает или работает? Он отдыхает.
  Разделительные вопросы  
     

 

Основными функциями разделительных вопросов являются: проверка предположения, запрос о согласии собеседника с говорящим, поиски подтверждения своей мысли, выражение сомнения.

Разделительный (или расчлененный) вопрос состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной.

Первая часть - повествовательное утвердительное или отрицательное предложение с прямым порядком слов.

Вторая часть, присоединяемая через запятую, представляет собой краткий общий вопрос, состоящий из местоимения, заменяющего подлежащее, и вспомогательного или модального глагола . Повторяется тот вспомогательный или модальный глагол, который входит в состав сказуемого первой части. А в Present и Past Indefinite, где нет вспомогательного глагола, употребляются соответствующие формы do/ does/ did.

В второй части употребляется обратный порядок слов, и она может переводится на русский язык: не правда ли?, не так ли?, верно ведь?

1 Если первая часть вопроса утвердительная, то глагол во второй части стоит в отрицательной форме, например:

You speak French, don’t you? Вы говорите по-французски, не правда ли?
You are looking for something, aren’t you? Вы что-то ищете, не правда ли?
Pete works at a plant, doesn’t he? Пит работает на фабрике, не так ли?
I can go now, can’t I? Я могу теперь идти, не правда ли?

 

Примечание. Глагол to be в 1-м лице ед. числа (am), в том случае, если вопросительная часть предложения отрицательна, имеет форму aren’t, (так как Am not I и Am I not практически не используются) например:

I am busy, aren’t I. Я занят, не так ли?
I am late, aren’t I. Я опаздываю, не так ли?

Но если вторая часть вопроса положительно, то:

I amnot busy, am I. Я не занят, не так ли?

 

2 Если первая часть отрицательная, то во второй части употребляется утвердительная форма, например:

It is not very warm today, is it? Сегодня не очень тепло, не так ли?
John doesn’t live in London, does he? Джон не живет в Лондоне, верно?
You friend can’t speak English, can he? Ваш приятель не говорит по-английски, не так ли?

 

Ответ на разделительный вопрос.

 

В разделительном вопросе говорящий хочет получить подтверждение или отрицание того, что высказано в повествовательной части. Ответ на такой вопрос, также как и на общий, как правило краткий, содержащий слова Yes да или No нет.

 

1 С утвердительной повествовательной частью: выражение согласия должно содержать Yes, а несогласия No, например:

You will object to such actions, won’t you? Yes, I shall. – No, I shan’t. Вы будете протестовать против таких действий, верно? Да, буду. - Нет, не буду.
Jack works hard, doesn’t he? Yes, he does. - No, he doesn’t. Джек много работает, не так ли? Да, так. - Нет, не так.

 

2 С отрицательной повествовательной частью: выражение согласия, в отличие от русского языка, должно обязательно содержать No (хотя при переводе на русский получится да), а несогласия Yes, например:

You do not know how to answer the question, do you? No, I don’t. - Yes, I do. Вы не знаете, как ответить на этот вопрос, не так ли? Да, я не знаю. - Нет, я знаю.
You will not go there, will you? No, I shan’t. - Yes, I shall. Вы не пойдете туда, не так ли? Да, яне пойду. - Нет, я пойду.
You haven’t been to Moscow yet, have you? No, I haven’t. - Yes, I have. Ты до сих пор так и не был в Москве, не так ли? Да,не был. - Нет, был.

Первая часть разделительного вопроса (повествовательное предложение) произносится с понижающейся интонацией, а вопросительная часть - с повышением тона.

Отрицательное предложение

 

В отличие от русского языка, где в предложении может быть несколько отрицаний, в английском языке возможно только одно отрицание, например:

Nobody ever told me anything about it. Мне никто никогда ничего об этом не говорил.

Другой отличительной особенностью является то, что в английском предложении именно сказуемое ставится в отрицательной форме. Отрицательная частица not стоит при сказуемом и в тех случаях, когда в соответствующих русских предложениях частица не стоит при другом члене предложения.

Он обедает не дома. He does not have his dinner at home.
Уроки английского у нас не каждый день. We don’t have English lessons every day.

 

I.Основным средством выражения отрицания в английском языке является отрицательная частица not.

1) Она ставится после первого вспомогательного глагола или после модального глагола.

2) В Present и Past Indefinite используется вспомогательный глагол do.

3) Если сказуемое выражено глаголом to be, то вспомогательный глагол не требуется.

4) Сказуемое, выражено глаголом to have, обычно образует отрицание без do, а в роли модального глагола и в устойчивых словосочетаниях с do.

5) Частица not может относиться и к неличной форме глагола.

 

II.Помимо частицы not в английском языке есть и другие слова, выражающие отрицание. А поскольку в английском предложении может быть только одно отрицание, то сам глагол-сказуемое употребляется в утвердительной форме:

1) отрицательное местоимение no;

2) отрицательные местоимения nobody, no one, none, nothing, neither, nowhere;

3) союз neither... nor;

4) наречия never, hardly, scarcely, seldom, rarely, barely;

5) предлог without;

6) отрицательные приставки in-, un-.

 

 

I. (с отрицательной частицей not)

 

1 Ставится после вспомогательного или модального глагола, входящих в состав сказуемого. А при наличии нескольких вспомогательных глаголов - после первого из них. В разговорной речи употребляется сокращенная форма -n’t [nt], например:

We shall not do the work. Мы не будем делать эту работу.
He is not (isn’t) waiting for you. Онне ждет вас.
I have not read that book. Я не читал эту книгу.
They will not be coming to the party. Они не придут на вечеринку.
The tree has not been cut down. Дерево еще не срубили.

Примеры с модальными глаголами:

She cannot (can’t) come to-day. Она не может придти сегодня.
You must not tell him. Тыне должен говорить ему.
I could not come. Я не мог прийти.
You needn’t hurry. Тебе не надо торопиться.
You should not go there. Тебе не следует туда ходить.

 

Но если глагол need нуждаться используется как смысловой глагол, то он образует отрицание по общему правилу – not после вспомогательного глагола, а при его отсутствии с помощью глагола do:

We do not need his help. Нам не нужна его помощь.

 

2 Если сказуемое выражено глаголом в форме Present или Past Indefinite (только эти две формы образуются без вспомогательного глагола), то отрицательная форма глагола образуется с помощью вспомогательного глагола do в личной форме (do, does, did), который не переводится, и частицы not. Вспомогательный глагол do берет на себя грамматическую нагрузку, например: окончание-s, -es (в 3л. ед. числа), принимая форму does, или -ed (прошедшее время), принимая форму did, а смысловой глагол ставится в форме инфинитива без частицы to (словарная форма) например:

We do not work on Sunday. Мы не работаем в воскресенье.
He does not like to skate. Он не любит кататься на коньках.
We did not translate the text yesterday. Мы не перевели (этот) текст вчера.

 

Обратите внимание - если, например, в утвердительном предложении сказуемое стоит в прошедшем времени, то в отрицательном предложении, образованном от него, сказуемое нужно поставить в I-й (словарной) форме, т.к. прошедшее время выражено в did:

They knew about the decision. Они знали об этом решении.
They did not know about the decision. Они не знали об этом решении.

3 Если сказуемое выражено глаголом to be (am, is, are, was, were), то вспомогательный глагол не требуется и частица not ставится сразу после него, например:

This is not a girl, it’s a boy. Это не девочка, это мальчик.
They are not in the town. Их нет в городе.
The boy was not very clever. Мальчик был не очень умен.

Если глагол to be имеет форму, в состав которой входит вспомогательный глагол, то отрицательная форма образуется по общему правилу – not после первого вспомогательного глагола, например:

They will not be in the town. Их не будет в городе.

4 Если сказуемое выражено глаголом to have в форме Present или Past Indefinite , то необходимо учитывать следующее:

а) в британском варианте английского языка to have в значении иметь, обладать обычно образует отрицательную форму без вспомогательного глагола. Сказуемое to have перед дополнением-существительным образует отрицание преимущественно с местоимением no.

I hadn’t any relatives in London. = I had no relatives in London. У меня не было родственников в Лондоне.
I have no time today. У меня нет времени сегодня.

 

б) в американском варианте английского языка глагол to have образует отрицательную форму с помощью do:

He does not have friends among his fellow students. У него нет друзей среди студентов.

 

в) to have в роли модального глагола (в значении обязанности или необходимости) всегда образует отрицание с помощью вспомогательного глагола do:

I did not have to go there again. Мне не надо было идти туда снова.

 

г)to have в устойчивых словосочетаниях (to have tea пить чай, to have a good time хорошо провести время, to have a talk поговорить) образует отрицание с помощью do:

We did not have a good time there. Мы не очень хорошо провели там время.

 

5 Частица not может относиться и к неличной форме глагола. В этом случае отрицание относится только к глаголу, перед которым оно стоит:

I ordered them not to do that. Я приказал им не делать этого.
Not knowing what to do, he decided to ask advice of his friend. Не зная, что делать, он решил посоветоваться с другом.