Идеологический пиар в фашистской Германии

Власть старается наиболее эффективно использо­вать каналы наиболее массовой коммуникации. В фа­шистском Рейхе таким каналом было радио. Исключи­тельное значение придавалось военным сообщениям. Вот как об этом пишет Р.Э. Герцштейн («Война, которую выиграл Гитлер». Смоленск, Abba, 1996. С.- 235-236).

«Прерывались все программы. Сообщение предваря­лось коротким призывным звуком фанфар, после чего следовала бравурная «Прелюдия» Листа. Затем диктор читал военное коммюнике, содержащее сведения об очередном германском триумфе. Когда диктор закан­чивал чтение, специальное сообщение завершалось пением маршевой бравурной песни. Это могла быть, например, «Мы маршируем по Англии», одна из са­мых популярных в 1940—1942 годах. Эти специальные сообщения начались во время норвежской операции и продолжались в 1941 году, воспевая великие победы вермахта в России».

Геббельс пришел в негодование, когда один из ил­люстрированных еженедельников поместил снимок, как велась запись фанфар на магнитную ленту. Он считал, что это могло привести к утрате торжественно-зага­дочной атмосферы, и пригрозил виновникам, что отправит их в концлагерь.

Значимыми были не только отдельные сообщения. Планированию подлежала стратегия коммуникации.

«Геббельс сознавал, что люди слушают радио для успокоения, отдыха и для того, чтобы просто послу­шать музыку с тем же интересом, с каким они слуша­ют известия с фронтов. Еще в 1934 году министр своим указом постановил, что после сильнейшего эмоцио­нального воздействия, которые слушатели получили после партийного съезда в Нюрнберге, радио в тече­ние нескольких недель должно передавать легкую му­зыку. Программы, задуманные как наставление массам, должны быть, конечно, содержательными, но не слиш­ком уж дидактичными, а «добрый немецкий разго­вор» должен оказаться полезным для отдыха».

Контекст обусловливал и ограничения на содержа­ние радиопередач. Однако требования, исходящие «сверху», и требования низов иногда расходятся.

«Несмотря на свои изысканные вкусы, Геббельс поощрял устремления работников радио без конца пе­редавать немецкую маршевую музыку. Эти агрессивные марши в период предстоящих великих побед и пред­стоящих выступлений нацистских бонз, по-видимому, должны были встряхивать наиболее апатичных сограж­дан, но их полное несоответствие ситуации, сложив­шейся в Германии после Сталинграда, делало переда­чи просто бессмысленными».

Значение кинохроники как средства политического пиара до начала Второй мировой войны понимали и в гит­леровской Германии. Хотя ее население не было в большин­стве своем безграмотным, хронику все смотрели с не меньшим интересом, доверяя ей.

Схожесть режимов в СССР и Германии подчеркивала и одинаковость видеосюжетов. В обеих странах чисто одетые рабочие с энтузиазмом трудились на заводах и стройках, руководители постоянно были среди простого народа, а армии демонстрировали грозную технику и пре­красную выучку.