Возложение на себя ответственности
Активная деятельность
Новаторство
Формирование лидерского имиджа
Составляющие:
В соответствии со сложившимися взглядами лидер должен быть новатором, активно действующим и не боящимся ответственности.
Есть и специальные пиар-приемы создания имиджа лидера. Так, например, впечатление, что данный политический деятель является новатором, то есть предлагает нетрадиционные пути решения проблем, создается с помощью стилистической игры — игры языка и жестов. Часто при этом активно обсуждают технические подробности якобы новой программы, однако ее содержание, старое по сути, остается вне поля зрения.
Американский социолог Дж. Гэллап, анализируя колебания президентской популярности, писал: «Я сказал бы, что любое резкое падение популярности, вероятно, идет от президентского бездействия перед лицом важных событий. Бездействие вредит президенту более, чем что-либо еще. Президент может предпринимать любые шаги, даже неправильные, и не терять своей популярности... Люди склонны судить человека по его Целям, по тому, что он пытается сделать, и не обязательно по тому, чего он достигает или насколько успешно он действует. Если люди убеждены, что вы не уклоняетесь от проблем, осознаете их проблемы и пытаетесь что-то сделать, они не будут требовать от вас ответственности за 100 %-и успех».
Не случайно максимальный рейтинг популярности лидеры имеют в моменты своих решительных действий. Например, при объявлении ими войны (М.Тэтчер в войне с Аргентиной за Фолклендские острова, Билл Клинтон в операции «Буря в пустыне» против Ирака, Джордж Буш-младший в начале бомбардировок лагерей «Талибана» в Афганистане и при вторжении в Ирак, Владимир Путин при возобновлении активных действий против чеченских террористов). Наоборот, длительное бездействие Б. Ельцина во время его многочисленных болезней, фарисейски называемых его пресс-секретарем С. Ястржемским «работой с документами», привело к тому, что рейтинг президента упал до 2%.
Вот почему политические лидеры срочно прерывают свои отпуска, поездки, если случается какая-то трагедия. Хотя, понятно, их возвращение ни на что реально не влияет, кроме как на их личный рейтинг. Но в этом проявляется решительность, демонстрация твердых намерений.
Феномены человеческого восприятия используются в политтехнологиях, когда требуется повысить популярность политика или, наоборот, снизить ее. О том, как это может быть сделано, — сравнительно недавний пример.
Во время гибели атомохода «Курск» В. Путин отдыхал на Черном море. Адмиралы так сумели доложить ему о происшедшем («все необходимое для спасения есть»), что он посчитал нецелесообразным срочное возвращение в Москву.
Газеты и их читатели отреагировали на это весьма критически: люди гибнут в холодных северных водах, а президент на теплом море катается на скуттере. Президент понял, что его подставили. Постепенно он исправил положение. Рейтинг его снова возрос. Впоследствии В. Путин промахов, подобных описанному, не допускал. (А все командование Северным флотом после подъема атомохода снял с должностей.)
Итак, активные действия и принятие на себя ответственности за происходящие события являются важнейшими составляющими имиджа лидера, который конструируется в глазах населения не только и не столько за счет реальных действий и инициатив, сколько с помощью декларирования намерений и эффектных фраз. Впечатляющие решения, предложения и перспективы, которые лидер рисует в своих выступлениях, способствуют его популярности больше, чем постепенные и малозаметные шаги по реальному решению какой-либо проблемы.