Особенности стандарта ISO 12207

Все сказанное выше позволяет сформулировать следующие особенности стандарта ISO 12207.

□ Стандарт ISO 12207 имеет динамический характер, обусловленный способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть. Такой характер позволяет реализовать любую модель жизненного цикла.

□ Стандарт ISO 12207 обеспечивает максимальную степень адаптивности. Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с конкретными проектами информационных систем. Эта адаптация сводится к исключению процессов, видов деятельности и задач, неприменимых в конкретном проекте.

□ Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действий, а тем более — заготовок решений или документации. Он лишь описывает архитектуру процессов жизненного цикла программного обеспечения, но не конкретизирует в деталях, как реализовывать или выполнять услуги и задачи, включенные в процессы. Данный стандарт не предписывает имена, форматы или точное содержание получаемой документации. Решения такого типа принимаются сторонами, использующими стандарт.

ü Обеспечение качества разными процессами выполняется с разной предусмотренной степенью организационной независимости контролирующей деятельности вплоть до обязательных требований к полной независимости проверяющего персонала от какой-либо прямой ответственности за проверяемые объекты. В отличие от CDM контроль этого вида предусмотрен на самых ранних шагах разработки, начиная с анализа системных требований посредством их проверок на соответствие потребностям приобретения.

ü Степень обязательности рассматриваемого стандарта следующая: после ре­шения организации о применении ISO 12207 в качестве условия торговых отношений является ее ответственность за указание минимального набора требуемых процессов и задач, которые обеспечивают согласованность с этим стандартом.

ü Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование базы данных. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы программного обеспечения могут не только использовать весьма специфические типы баз данных, но и вообще не использовать базу данных.

Ценность стандарта ISO 12207 в том, что он содержит наборы задач, характерис­тик качества, критериев оценки и т. п., дающие всесторонний охват проектных ситуаций. Например, при выполнении анализа требований к системе предусматривается, что:

ü рассматривается область применения системы для определения требований, предъявляемых к системе;

ü спецификация требований системы должна описывать: функции и возможности системы, области применения системы, организационные требования и требования пользователя, безопасность, защищенность, человеческие факторы, эргономику, связи, операции и требования сопровождения; проектные ограничения и квалификационные требования.

Далее, при выполнении анализа требований к программному обеспечению пре­дусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при обеспечении качества.

При этом разработчик должен установить и документировать в виде требований к программному обеспечению следующие спецификации и характеристики:

ü функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена;

ü внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения;

ü требования квалификации;

ü спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и вероятностью травмы персонала;

ü спецификации защищенности, включая спецификации, связанные с компрометацией точности информации;

ü человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономике), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями на персонал и областями, нуждающимися в концентрированном человеческом внимании, которые являются чувствительны­ми к ошибкам человека и обучению;

ü определение данных и требований к базе данных;

ü установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации);

ü документацию пользователя;

ü работа пользователя и требования выполнения;

ü требования сервиса пользователя.

Хотя стандарт не предписывает конкретной модели жизненного цикла или метода разработки, он определяет, что стороны-участники при использовании стандарта ответственны за следующее:

□ выбор модели жизненного цикла для разрабатываемого проекта;

□ адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели;

□ выбор и применение методов разработки программного обеспечения;

□ выполнение действий и задач, подходящих для проекта программного обеспечения.