Общая структура

В стандарте ISO 12207 не предусмотрено каких-либо этапов (фаз или стадий) жизненного цикла информационной системы. Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с Oracle CDM стандарт ISO 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов: приобретение, поставка, разработка и т. п. Несколько утрируя, можно сказать, что один процесс ISO 12207 сопоста­вим со всеми процессами Oracle CDM вместе взятыми.

Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое действие — на ряд задач.

Очень важной особенностью ISO 12207 по сравнению с CDM является то, что каждый процесс, действие или задача инициируются и выполняются другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т. п.).

Основные и вспомогательные процессы жизненного цикла

В стандарте ISO 12207 описаны пять основных процессов жизненного цикла программного обеспечения:

процесс приобретения определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает информационную систему, программный продукт или службу про­граммного обеспечения;

процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика, которое снаб­жает покупателя системой, программным продуктом или службой программ­ного обеспечения;

процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт;

процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы в целом (а не только программного обеспечения) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, которые определяются разработчиком в инструкциях по
эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности;

процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего со­провождение программного продукта, то есть управление модификациями про­граммного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности; сюда же относятся установка программного изделия на вычисли­тельной системе и его удаление.

Кроме основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла программного изделия и обеспечивают должное качество проекта программного обеспечения. К вспомогательным процессам относятся:

□ процесс решения проблем;

□ процесс документирования;

□ процесс управления конфигурацией;

□ процесс обеспечения качества;

□ процесс верификации;

□ процесс аттестации;

□ процесс совместной оценки;

□ процесс аудита.

В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса:

□ процесс управления;

□ процесс создания инфраструктуры;

□ процесс усовершенствования;

□ процесс обучения.

ПРИМЕЧАНИЕ

Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т. д., реально осуществляемых в организации.

И наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта.