Проектирование Web-сайта начинается с определения целей и задач будущего сайта.

Дизайн - важная составляющая хорошего сайта. От дизайна зависит, насколько привлекательны и посещаемы будут ваши странички.

Тема 2

Web-сайтов.

Проектирование и разработка

 

Основы веб-проектирования

 

Любой ресурс, опубликованный во Всемирной сети, от глобального информационного портала с десятками тысяч посетителей в день до скромной домашней странички, куда заходят всего два человека в месяц, включая ее автора, это, прежде всего, сложный комплекс инженерно-дизайнерских решений.

 

Для web-сайта очень важным является стиль сайта, придающий ему собственное лицо и узнаваемость.

С чего начинается проектирование web-сайта?

 

Под термином «web-дизайн» принято понимать совокупность работ по разработке логической структуры и художественного оформления веб-страниц.

Задачей web-дизайна является обеспечение удобной подачи информации пользователю сайта или web-приложения, удовлетворение эстетического вкуса аудитории.

 

Современный web-дизайн начинается с разделения оформления и содержания. Благодаря такому подходу вносить изменения в содержание сайта, не затрагивая его дизайн, или же изменять дизайн, не изменяя содержание, стало намного легче.

 

 

Основы web-дизайна закладываются на этапе разработки технического задания – документа, описывающего требования относительно визуального представления и структуры сайта. В техническом задании также зачастую описываются пожелания касательно программной реализации сайта.

 

 

После разработки и утверждения техзадания начинается этап разработки дизайна. И первое, что необходимо сделать – это создать модульную сетку. Модульная сетка описывает расположение элементов на страницах сайта.

 

 

Модульная сетка любой web-страницы содержит, как минимум, два блока: для основного текста сайта и для меню. Если на странице нужны дополнительные элементы, например, еще одно меню, «подвал» («footer») или «хедер» («header»), то модульная сетка разбивается еще на несколько блоков.

 

Размеры блоков модульной сетки подбираются индивидуально и могут быть какими угодно. Однако следует учитывать, что согласно требованиям юзабилити, появление горизонтальной полосы прокрутки при просмотре страницы недопустимо – это негативно сказывается на восприятии сайта посетителями. Поэтому в совокупности ширина блоков не должна превышать максимальной ширины экранов представителей целевой аудитории сайта.

В блоке «хедер» (заголовок) принято указывать название сайта, которое может быть выбрано в соответствии с названием компании или именем автора, а также при необходимости логотип сайта. Основной блок меню в европейских сайтах традиционно расположен слева, в соответствии с направлением письменности (слева-направо). Также основное меню может быть расположено сверху, под «хедером».

 

Если сайт рассчитан для просмотра на экранах с разным разрешением, то web-дизайн, как правило, выполняется «резиновым» или же центрируется по горизонтали.

 

 

Веб-дизайн - это не знание языка разметки документов HTML и не умение работать с графическими редакторами. Да, все это тоже необходимо, однако далеко не достаточно для того, чтобы создать сайт.

 

Веб-дизайн - это проектирование практичной, удобной, визуально привлекательной системы. Англоязычные разработчики используют термин "usability" - целая наука, которая рассказывает, как разрабатывается дизайн, ориентированный на пользователя - понятный и удобный.

Таким образом, можно сказать, что веб-дизайн - это проектирование веб-интерфейса, и знание инструментов для разработки (языков разметки и программирования, графических редакторов и редакторов верстки, различных клиентских и серверных приложений и утилит) и профессиональное владение ими, безусловно, поможет разработчику, однако не гарантирует признания его как выдающегося веб-дизайнера.

 

Возьмите карандаш и лист формата A4. Разверните лист горизонтально - в таком виде он больше соответствует пропорциям экрана. Представьте, что все объекты, которые планируется разместить на странице (как правило дизайнеры начинают моделировать главную страницу сайта, остальные страницы - адаптированы к дизайну первой) - это модули. В простейшем случае вы их можете рисовать схематическими прямоугольниками.

Итак - какие модули должны присутствовать на главной странице сайта? Рассмотрим самый типичный вариант для сайта средней фирмы или вариант авторской страницы.

 

  • Название (сайта или организации)
  • Логотип (или любой графический знак, который уникальным образом идентифицирует проект или организацию)
  • Навигационное меню (в простейшем случае это один блок, однако, их может быть несколько в рамках одного проекта и одной страницы проекта).
  • Данные. Собственно содержание первой страницы.
  • Второстепенные данные. Это может быть графический баннер партнерского проекта или текстовая информация о спонсорах...

Вы получили ряд прямоугольников, которые требуется разместить на странице (экране).

Конечно же, перед тем, как приступить к разработке, даже опытные дизайнеры обязательно уделяют время "серфингу" по интернету, наблюдают варианты уже реализованных решений, а новичку опыт "хождения и наблюдения" просто необходим...

Важно научиться быстро моделировать целостную систему из ваших информационных блоков. Проектировать модульную сетку.

Веб-дизайн многое наследовал из полиграфического опыта - и принципы композиции, и базовые понятия публикации текстов и работы со шрифтами, и - как вы сами видите - модульные сетки. Чем более информационный проект - тем более сложную модульную сетку ему необходимо использовать.

И, с другой стороны - презентационные сайты-открытки, сайты-визитки, вполне довольствуются одноколоночной модульной сеткой.

Для домашней страницы (в большинстве случаев) разработчики выбирают двухколоночную модульную сетку. При этом пропорции ширины колонок так же зависят от содержания и целей проекта.

Когда информационная модель будущего сайта готова, можно приниматься за художественную часть web-дизайна. Обычно web-дизайн выполняется в виде шаблонов – определенных наборов элементов и их взаимосвязей. Именно шаблоны позволяют отделить разработку визуального дизайна сайта от содержания.

 

Различают шаблон главной и шаблоны типовых страниц сайта. Шаблон главной страницы оформляется, как правило, более «затейливо», а шаблоны остальных страниц сайта лишь поддерживают основную идею.

 

Разработанный в графическом редакторе шаблон верстается в html-файл. При помощи тэгов языка HTML и таблиц стилей CSS задаются все необходимые параметры страницы: размещение элементов, цвет и размеры шрифтов, цвет фона и т.д.

 

 

Работа над шаблоном требует обязательного теста на кросс-браузерность, т.е. на совместимость с различными браузерами и их версиями. Разные браузеры могут по-разному интерпретировать код html, поэтому такое тестирование необходимо, чтобы избежать возможного «развала» дизайна.

 

Итак, сайт - это система связанных между собой гипертекстовых документов, оформленных веб-дизайнером с учетом целей и задач проекта и соблюдением всех требований usability.

 

Каждый документ имеет определенную структуру - заголовки и завершение документа, благодаря которым может быть отображен в браузере, содержит информацию в теле документа и оформление в рамках утвержденного дизайна. Переход от одного документа к другому осуществляется посредством гиперссылок.

Разработка дизайна сайта начинается:

с анализа целей и задач проекта (одно дело - привлечь посетителя с целью продать как можно больше продукции, другое - вызвать у него максимальное количество эмоций необычной графикой или гениальными стихами).

с оценки целевой аудитории - потенциальных посетителей (клиентов) этого проекта.

 

Каждый разработчик должен потратить время на то, чтобы нарисовать "портрет своего посетителя" - кто он? Подросток, который ищет информацию о любимой рок-группе? Домохозяйка, которая пытается заказать в он-лайне понравившуюся соковыжималку? Пенсионер, для которого так важно отследить последние политические новости или программист, которому нужна документация о работе программы, студент, художник, менеджер?

 

Задача дизайнера именно в подборе цвета и размещения элементов в порядке, приятном и удобном для конечного потребителя. И от того, кем будет он, потребитель, какой возрастной группы, насколько он является "подготовленным" для пользования навигационными меню и получения информации - зависит как структура сайта, так и его оформление.

Для того, чтобы эту модель сайта сформировать, следует тщательно проанализировать информацию, которую вы на сайте будете представлять - т.е. ее тип и объем, частота обновления, ее модульная сетка, структурированность данных.