Тема 10

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕVIII ВИДА

Задачи внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе.

Основные ее черты, связь с уроками

 

Воспитание учащихся осуществляется не только на уро­ках, но и после них. Проводимая после уроков воспитатель­ная работа по предмету называется внеурочной или вне­классной.

Внеклассной работой по истории в методике называют «деятельность учащихся, которая осуществляется на осно­ве добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современ­ности, направляется учителем и содействует углублению знаний школьников в области истории, развитию их разно­образных интересов и способностей, формированию... личнос­ти» [2. С. 188].

Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем род­ной страны, какое дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произ­ведениями искусства.

Особенности внеклассной работы по истории заключают­ся в следующем:

1. Если урок является обязательной формой обучения, регламентированной временем, то внеклассная работа носит добровольный характер и время ее проведения определяется учителем. И.Г. Еременко отмечал, что «умственная недоста­точность является серьезным препятствием для построения внеклассной работы на принципах самостоятельности, добро­вольности и само деятельности» [1. С. 228]. Преодоление труд­ностей вовлечения учащихся специальной (коррекционной) школы во внеклассную работу достигается в том случае, ес­ли помощь ребенку опирается на его же собственные силы и возможности. Добровольный характер внеклассной работы по истории дает возможность организовать деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы не только по интересам, но и с учетом их познавательных возможно­стей, способствует развитию их индивидуальных наклонно­стей, инициативы и самостоятельности в познании прошло­го и настоящего Родины. Такой подход создает благоприят­ные условия для преодоления у учащихся с нарушением ин­теллекта пассивной жизненной позиции.

2. Во внеклассной работе учитель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание уроков определя­ется государственной программой по истории для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

3. Во внеклассной деятельности создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта за счет использования более разнообразных форм работы по сравнению с уроками истории. Так, в 7 классе чаще используются исторические иг­ры, элементы драматизации, экскурсии в музеи, по городу, к местам исторических событий; в 8—9 классах возрастает до­ля самостоятельной работы учащихся с художественной и научно-популярной исторической литературой, материала­ми периодической печати, справочными изданиями.

4. Во внеклассной работе создаются большие возможно­сти для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе выполнения ими разнообразных видов заданий ре­продуктивного и творческого характера (тематические ри­сунки, устные сообщения и доклады, письменные отзывы о прочитанных книгах и экскурсиях, сочинения на историче-ские^темы и т. п.).

5. Во внеклассной работе шире, чем на уроке истории, осу­ществляется связь с современностью, разнообразнее обществен­но-полезная деятельность школьников. Учащиеся специальной (коррекционной) школы привлекаются к оформлению тема­тических выставок и выпуску исторических стенгазет, прове­дению праздников, посвященных историческим датам и т. п.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на сущест­вующие различия, внеклассная работа и работа на уроках ис­торий тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная работа стано­вится органической частью обучения, к проведению которой следует подходить дифференцированно. Важно установить минимум наиболее значимых посещений музеев, экскурсий и других видов деятельности, обязательных для всех школь­ников. Определенные виды внеклассной работы должны быть соединены с уроками истории, с изучением программных тем, должны стать органической частью обучения (например, при изучении в 9 классе темы «Блокада Ленинграда» для учащихся Санкт-Петербургских школ необходимо провести учебную экскурсию в Музее героической обороны и блокады Ленинграда, организовать посещение Пискаревского мемо­риального кладбища и т. п.).

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи внеклассной работы определяются общими задачами обуче­ния истории, но обязательно с учетом существующей систе­мы задач внеклассной работы по всем остальным предметам. Специфика задач внеклассной работы состоит в том, что по сравнению с задачами урока они решаются, говоря словами А.Ф. Родина, «на ином материале и иными средствами» [5. С. 6].

Внеклассная работа по истории в специальной (коррекци-онной) школе VIII вида призвана решать целый комплекс задач:

1) углубление и расширение знаний, полученных школь­никами на уроках, обогащение их новыми представлениями и понятиями, отражающими различные стороны жизни об­щества в разные исторические эпохи. Обращение tf краевед­ческим материалам, музейным экспонатам, дополнительной исторической литературе поможет учащимся с нарушением интеллекта лучше овладеть знаниями, предусмотренными программой по истории;

2) развитие интереса учащихся к истории. Решение этой задачи начинается на уроке, но именно разнообразие содер­жания и видов внеклассной деятельности, доступных уча­щимся специальной (коррекционной) школы, способствует более успешному ее осуществлению;

3) развитие умственных способностей учащихся с наруше­нием интеллекта. Этому способствует использование многооб­разных источников познания (окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и т. п.);

4) развитие интеллектуальных и практических умений уча­щихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить доклады и сообщения по одному или не­скольким источникам, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать крае­ведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в макетах, моделях, рисунках, схемах и т. п.;

5) воспитание чувств, нравственно-эстетическое развитие личности, воспитание коллективизма, взаимопомощи, тру­долюбия, ответственности за порученное дело.

Таким образом, в учебной и внеклассной работе по исто­рии решаются одни и те же образовательные, воспитатель­ные и развивающие задачи, но на ином материале и иными путями. Изучение в свободное время ярких, увлекательных исторических фактов расширяет, обогащает знания уче­ников, формирует их нравственные убеждения, помогает глубже усвоить учебный материал. На внеклассных меро­приятиях развиваются умения, которые успешно могут быть применены на уроках для прочного и осознанного усвоения содержания курса истории. Все это приобретает особое значе­ние в условиях специальной (коррекционной) школы.

Содержание внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе

 

Содержание внеклассной работы определяется общими за­дачами, стоящими перед специальной (коррекционной) шко­лой VIII вида. Для реализации намеченных задач учителю ис­тории важно определить содержание и доступные формы вне­классной работы по предмету. С учащимися старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы возможно изучение разнообразной тематики, связанной как с курсом ис­тории, так и имеющей краеведческую направленность.

Чаще всего содержание внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе направлено на комп­лексное изучение исторического прошлого параллельно с про­граммными темами курса истории. Такой поход наиболее разумен и предполагает разнообразие видов и форм организа­ции, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них.

Возможна и более узкая направленность содержания вне­классной работы по истории, например, изучение военного прошлого нашей Родины (по классам, в зависимости изучаемых периодов отечественной истории). Учащиеся под руководством учителя более подробно на уроках могут изучать знаменитые сражения, развитие военной техники, биографий героев, полководцев, боевой путь воинских частей, историю партизанского движения, подпольных организаций, подвиги городов-героев. Такая направленность содержания внекласс­ной работы создает большие возможности для военно-патрио­тического и нравственного воспитания учащихся с наруше­нием интеллекта.

Основным направлением во внеклассной работе может быть и изучение истории культуры: обычаев, традиций, на­родных промыслов, архитектуры, живописи, музыкального и театрализованного искусства народов нашей страны. Ор­ганизуя внеклассную работу учащихся по этому направ­лению, учитель может использовать разнообразные фор­мы: экскурсии в музеи, по городам; просмотр репродукций видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, встречи с деятелями литературы и искусства, выступления учащихся с докладами. Все это будет способствовать нравст­венному и эстетическому воспитанию школьников с нару­шением интеллекта, развитию их кругозора.

Одно из возможных направлений внеклассной работы по истории — изучение современности, что актуально для вы­пускников специальной (коррекционной) школы, готовя­щихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Интерес к проблемам современной действительности, внут­ренней и внешней политике государства помогает лучшей ориентировке школьников с нарушением интеллекта в про­исходящих событиях, вырабатывает активное отношение к общественной жизни, способствует их социальной адап­тации. Эффективность такой работы будет зависеть от разнообразных и в то же время доступных для учащихся специальной (коррекционной) школы форм ее поведения (например, разъяснение текущих событий в процессе бесед, обсуждение телепередач, проведение вечеров вопросов и от­ветов, чтение периодической печати).

Одно из наиболее интересных, доступных и значимых для учащихся специальной (коррекционной) школы направле­ний внеклассной работы по истории — изучение прошлого и настоящего своего края, города. Краеведческая работа по­зволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отно­шение к своей малой Родине, научить ориентироваться в ок­ружающей действительности. Кроме того, знания, приобре­тенные в процессе краеведческой работы, помогают школь­никам лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, имена­ми участников событий, происходивших в этих местах.

Краеведческая работа предполагает участие школьников в различных видах деятельности: они читают рекомендо­ванную учителем краеведческую литературу, участвуют в экскурсиях по местам исторических событий, знакомятся с архитектурными памятниками и музейными экспонатами; результаты такой деятельности оформляются в виде фотовы­ставок, стенгазет, рисунков, сочинений и используются в дальнейшем учебно-воспитательном процессе; имеется опыт создания музея в условиях специальной (коррекцион­ной) школы.

Формы и виды внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе

 

Формы внеклассной работы по истории различаются по ох­вату количества учащихся и в связи с этим могут быть мас­совыми или фронтальными (вечер, конкурс), групповыми или кружковыми (работа кружка, секции), индивидуаль­ными (оказание помощи в написании доклада отдельному ученику, индивидуальная беседа).

По длительности формы внеклассной работы по истории де­лятся на систематические, которые проводятся в течение всего учебного года или даже на протяжении нескольких лет (круж­ки, внеклассные чтения) и эпизодические (встречи с интерес­ными людьми, экскурсии, выпуск исторической газеты).

При выборе формы внеклассной работы по истории в спе­циальной (коррекционной) школе учитель должен учитывать не только возраст учащихся, но и особенности их познава­тельной деятельности, эмоционально-волевой сферы, лично­стные качества каждого ученика. Естественно, не все формы внеклассной работы по истории, доступные для учеников общеобразовательной школы, могут быть использованы в ус­ловиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Так, например, нецелесообразно использовать для учащихся с на­рушением интеллекта чтение лекций, проведение научных конференций, написание рефератов, участие в исторических олимпиадах и т. п. Но многие формы внеклассной работы по истории могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Внеклассное чтение по истории.,Чтение играет огром­ную роль в жизни людей. Общеизвестна роль внеклассно­го чтения в углублении и расширении исторических зна­ний школьников, в формировании их личностных качеств. Внеклассное чтение по истории — это чтение учениками художественной и научно-популярной литературы по ис­торической тематике, выходящей за рамки знаний, изло­женных в учебнике. Оно способствует созданию ярких об­разов, дает представление об определенной исторической эпохе, расширяет кругозор учащихся, развивает их инте­рес к истории, влияет на чувства детей, формирует их нрав­ственный облик, что важно как для учеников обще­образовательной школы, так и для учеников специальной (коррекционной) школы, хотя читательские возможности и потребности последних ограничены. Поэтому в услови­ях специальной (коррекционной) школы необходимо це­ленаправленное руководство учителем внеклассным чте­нием по истории, которое осуществляется по нескольким линиям: изучение читательских интересов школьников (по библиотечным формулярам), рекомендация и пропа­ганда книг исторического содержания для самостоятель­ного чтения в связи с изучаемой темой, помощь учащимся в сознательном усвоении прочитанного, проведение обсу­ждения прочитанных книг.

И.М. Лебедева в помощь ученикам предлагает следующую примерную памятку [3. С. 259].

Вопросыдля беседы по прочитанным книгам:

— Кто автор книги?

— О какой эпохе и каких исторических событиях расска­зывает книга?

— Каких героев, действующих в книге, ты можешь на­звать? Твое отношение к ним.

— Что тебе понравилось в книге и почему?

— Какие еще книги есть у этого автора? О чем они?

Помощь в руководстве историческим чтением может ока­зать ведение читательских дневников. Примерная схема его предложена в книге И.З. Озерского [4. С. 36].

 

Автор Название Когда Когда Какие Впечатление
  книги начато окончено исторические  
    чтение чтение события узнаны о прочитанном
        из книги  
           

 

Дневник служит не только основой беседы с учащимися о прочитанном произведении, но позволяет им лучше запо­минать прочитанное, выделять в нем главное, давать оценку поступкам героев.

Иногда возможны небольшие театрализованные представ­ления, проведения устного журнала по прочитанным книгам. Подготовкой к ним руководит учитель истории, оказывая не­обходимую помощь ученикам.

2. Исторический кружок. Исторический кружок относит­ся к систематичным формам внеклассной работы. Он рас­считан на углубленную работу в течение длительного време­ни с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, по­лученных на уроках, развивает интерес к предмету и творче­ские способности, формирует навыки исследования, прак­тические умения школьников.

Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоя­тельная деятельность учащихся.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патрио­тические, историко-биографические, историко-искусство-ведческие, историко-краеведческие и другие. В специальной школе выбор направления работы исторического кружка оп­ределяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной парал­лели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название («Юный историк», «Юный краевед», «Клуб знатоков истории» и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка долж­ны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы.

3. Исторические вечера. Это важная форма внеклассной работы. Исторические вечера несут в себе элементы игры, ре­шают образовательные, воспитательные и развивающие за­дачи. При выборе темы и содержания вечера необходимо учитывать психологические особенности учащихся специ­альной (коррекционной) школы, уровень их образовательной подготовки, низкую степень активности и самодеятельности, предусмотреть возможность перегрузки учащихся по време­ни и по количеству впечатлений.

Исторические вечера могут быть посвящены: общеисто­рическим темам («Вечер военной поэзии»); отдельным темам школьного курса («Отечественная война 1812 г.»); юбилеям и знаменательным датам («27 января — день окончательно­го снятия блокады Ленинграда»); занимательной истории («Что? Где? Когда?»); краеведению («Знаменитые петер­буржцы прошлого и настоящего»).

Вечер требует тщательной подготовки: определения темы, отбора познавательного материала, составления выступле­ний, разработки сценария, оформления зала, оборудования тематической выставки, руководства учителя и его помощи учащимся на всех этапах работы.

4. Экскурсии. Эти формы внеклассной работы пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Со­коловский определяют экскурсию как особую форму совме­стной деятельности учителя и учащихся по изучению пред­метов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников [6. С. 16].

При всех возможных различиях между экскурсиями орга­низация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; зна­комство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуаль­ных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закре­пление знаний и оформление собранного материала.

Особое место во внеклассной работе занимают дальние экскурсии. Они требуют значительных средств, связаны с дополнительными трудностями, поэтому должны быть тщательно подготовлены, особенно в условиях специальной (коррекционной) школы.

5. Встречи с интересными людьми. В современных усло­виях такая форма внеклассной работы по истории использу­ется реже, чем прежде, но занимает особое место. Образ кон­кретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников специальной (коррекционной) школы. Участ­никами встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели.

Встречи учащихся с интересными людьми могут прово­диться в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предваритель­но обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с какими детьми предстоит встреча.

6. Конкурсы, олимпиады, викторины. Широкое распро­странение среди школьников получили соревнования на лучшее выполнение заданий по истории во время конкурсов, олимпиад, викторин. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулиро­вания их познавательной активности, воспитания любви к предмету, поэтому в условиях специальной (коррекцион­ной) школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение.

Содержание конкурсов, олимпиад, викторин может огра­ничиваться школьной программой по истории или выходить за ее пределы, но она должна быть доступна учащимся с на­рушением интеллекта, а предлагаемые им вопросы и зада­ния должны быть доступны для выполнения.

В конкурсах по истории могут участвовать как отдельные учащиеся, так и классы. Ребята отвечают на поставленные вопросы, собирают сведения о родном крае, пишут сочине­ния о своем городе, селе, описывают исторические памятни­ки, делают зарисовки и т. п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть исполь­зованы во время подготовки, проводит консультации.

Олимпиады проходят в несколько туров с выбыванием тех, кто не набрал нужных баллов. Они редко используются в спе­циальных (коррекционных) школах.

Викторины по истории ближе стоят к игровой форме (в ме­тодической литературе их нередко относят к группе исто­рических игр), они могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся специальной (коррекционной) школы эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. В школьной практике ши­рокое применение нашли краеведческие викторины.

Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной сис­темы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы, проводимых в специальной (коррекционной) школе VIII вида огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту рабо­ту познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся с нарушением интеллекта.

Вопросы и задания

1. В чем заключается своеобразие внеклассной работы по истории в спе­циальной (коррекционной) школе? Каковы ее задачи?

2. Выберите тему исторической краеведческой экскурсии, определите ее цель и задачи, методы и приемы проведения, познавательные задания ученикам в ходе экскурсии; продумайте оформление ее результатов.

3. Выберите одну из тем курса истории в специальной (коррекцион­ной) школе, составьте список литературы для внеклассного чтения по этой теме.

Литература

1. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.

2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учите­лей. В 2-х ч. Ч. 1 / Отв. ред. Н.Г. Дайри. М., 1978.

3. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

4. Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории. М., 1979.

5. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. М., 1961.

6. Родин А.Ф., Соколовский ЮЛ. Экскурсионная работа по истории. М., 1974.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯВОПРОСОВ ПРАВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕVIII ВИДА

Современная концепция правового образования школьников

 

Новое содержание правового образования школьников, обучающихся как в общеобразовательных, так и в специаль­ных (коррекционных) школах разных видов, определяется с учетом конкретных изменений, которые происходят в Рос­сии с 1991 года. Н.И. Элиасберг к таким изменениям отно­сит следующие:

1) изменение характера отношений между государством и личностью, положения гражданина России (получение де­мократических свобод, возможностей проявить себя в эко­номической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время возрастание ответственности за свою судьбу, условия своей жизни);

2) развитие рыночных отношений, создающих условия обеспечения жизненного успеха и определяющих приоритет таких свойств личности, как предприимчивость, делови­тость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регу­лировании, действовать в соответствии со своими интереса­ми не преступая Закон;

3) негативные явления, сопровождающие преобразования в России (рост преступности, ставящей под угрозу безопасность граждан и создающей в обществе атмосферу напряженности).

«Все указанные факторы определяют особую значимость решения задачи развития системы правового образования на­селения России как условия становления правовой культу­ры граждан и укрепления правопорядка», — подчеркивает Н.И. Элиасберг [6. С. 5].

Далее она пишет: «Компонентами правовой культуры яв­ляются:

— систематизированные научные знания о праве, законода­тельстве Российской Федерации, о реально существующем в об­ществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;

— ориентированное на социальную ценность права и стро­гого правопорядка отношение граждан к Закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нару­шений правопорядка;

— социально-полезное поведение личности, проявляю­щееся в осознанном правомерном поведении, умелой реа­лизации своих прав и свобод, ответственном отношении к вы­полнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстроменяющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ори­ентируясь на существующие законы» [6. С. 5—6].

По мнению Н.И. Элиасберг, решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования и нравственно-правового воспитания учащихся с 1 по 11 класс.

Такой подход не противоречит возможностям специальной (коррекционной) школы в организации правового образования и воспитания учащихся с нарушением интеллекта, наоборот, эта задача остается одной из приоритетных для специальной (коррекционной) школы, цель которой — социально-трудовая и правовая адаптация выпускников.

Несомненно, формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта — задача необычайно сложная, требующая длительного времени, использования специаль­ных средств и методов, облегчающих усвоение элементов пра­вовых знаний, понимание необходимости овладения ими и умения адекватно распорядиться в разнообразных жизнен­ных ситуациях.

Задачи и содержание правового образования учащихся специальной (коррекционной) школы

Цельспециальной (коррекционной) школы VIII вида — подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. На реализацию этой цели все­гда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта.

Правовой материал отдельной темой включался в программу по истории и изучался все второе полугодие 9 класса (32 часа),

органично сочетаясь с историческим материалом и на нем ос­новываясь, а отдельные элементы правовых знаний изучались и в других предметах (чтение, естествознание, география, СБО, трудовое обучение).

В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработ­ку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно выступают в различные взаимоотношения с други­ми людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определен­ные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, ко­торая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, из­бегать конфликтов, асоциальных поступков.

Исследованиями Б.П. Пузанова установлено, «что уча­щиеся старших классов специальной (коррекционной) шко­лы обладают определенным запасом правовых знаний, но их значения стихийны и разрозненны» [5. С. 54—60].

Большую роль в формировании пассивного запаса правовых знаний играет весь предшествующий период обучения и вос­питания: общеобразовательные предметы, профессионально-трудовое обучение, внеклассная работа. Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выпол­нять, соблюдать распорядок жизни школы (интерната); у них формируется отношение к людям, природе, труду; они при­учаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, при­обретают навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для фор­мирования правовых знаний в старших классах.

Правовой материал, традиционно включавшийся в програм­му по истории самостоятельной темой «Наше Советское госу­дарство. Права и обязанности советских граждан», перестал соответствовать действительности после событий 1991 года. По­этому в течение 10 лет учителям приходилось его корректиро­вать с учетом происшедших изменений. В ряде специальных (коррекционных) школ (в соответствии с возможностями

учебного плана) правовой материал стал изучаться самостоя­тельным курсом, имевшим разные названия: «Правоведение», «Граждановедение», «Обществоведение» и т. и.

В изданных в 2000 г. «Программах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» представлена программа по обществоведению (авторы Б.В. Кузнецов и В.М. Мозговой), рассчитанная на два года изучения в 8 и 9 классах [4. С. 99—102]. Основу этого курса по-прежнему составляют правовые вопросы.

В пояснительной записке к программе указывается, что «в школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер мораль­но-эстетической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уде­ляя преобладающее внимание практикоориентированной со­ставляющей содержания... Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям об­ществоведческих знаний.

Курс призван способствовать возможно большей самореа­лизации личностного потенциала детей с нарушением интел­лекта. Цель данного курса — создание условий для социаль­ной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезнен­ной интеграции в современное общество ребенка через зна­ние своих гражданских обязанностей и умение пользовать­ся своими правами» [4. С. 99].

Авторы программы отмечают, что отбор содержания про­веден с учетом психологических, познавательных возмож­ностей и социально-возрастных потребностей учащихся спе­циальной (коррекционной) школы.

Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе), из которых, «в соответствии с деятельностным подхо­дом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и за­крепления» [4. С. 99]. Указаны приемы, методы и формы изучения обществоведческого материала (беседы, ролевые иг­ры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии, уро­ки-встречи, лабораторные и практические занятия). За 2 года обучения изучаются всего три темы (две — в 8 классе и одна — в 9), отводятся часы на введение, повторение и заключение.

Введение (2 ч.). Формируются представления учащихся о том, кто такой гражданин и как от его гражданской пози­ции зависит состояние страны.

Тема I. Государство, право, мораль (15 ч). Предполагает общее знакомство учащихся с морально-этической пробле­матикой и взаимосвязью нравственности и права, дает общие представления о праве и государстве.

Тема II. Конституция Российской Федерации (15 ч). Зна­комит с основами Конституционного устройства РФ, дает представление о Российском государстве как о целостной по­литико-правовой системе, готовит учеников к следующей те­ме, являющейся основой для всего курса.

Тема III. Права и обязанности граждан России (28 ч). По­священа основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социаль­ной адаптации и общественной жизни. Тема носит практиче­ский характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащихся специальной (кор­рекционной) школы.

Заключение. Подводит учащихся к осознанию того, что активная, свободная и инициативная позиция — основа пол­ноценной жизни человека и общества.

В программе по обществоведению содержатся требования к знаниям и умениям учащихся. Они должны знать: что такое государство, право, правонарушение, виды правовой ответственности, основные конституционные права и обязан­ности граждан РФ, что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти РФ; должны уметь состав­лять деловые бумаги, оформлять стандартные бланки, при необходимости обращаться с просьбой в органы исполнитель­ной власти и правовые учреждения.

Особенности правовых знаний учащихся с нарушением интеллекта

 

На правосознание учащихся специальной (коррекционной) школы влияет не только целенаправленный процесс обучения и воспитания, но также полученная из различных источников информация, часто случайная, иногда неверная. Исследования Б.П. Пузанова[5], например, показали, что многие несовершен­нолетние, представшие перед судом, не знали, что совершен­ное ими правонарушение наказуемо законом, считали, что

незнание закона освобождает от ответственности или эта ответ­ственность перелагается на школу, родителей. Такие подрост­ки знакомятся с правом при печальных обстоятельствах, ко­гда надо отвечать за совершенное правонарушение.

Таким образом, знание закона ориентирует учащихся спе­циальных (коррекционной) школ в том, что дозволено и что запрещено, предостерегает от необдуманных поступков.

Б.П. Пузановым отмечалось, что к началу изучения пра­вовых вопросов большинство учащихся имеют адекватные представления по нормам трудового законодательства: ми­нимальный возраст приема на работу, продолжительность ра­бочего дня, льготы для несовершеннолетних и т. п. Знание трудового права очень важно для выпускников специальной (коррекционной) школы, т. к. их успехи в трудовой деятель­ности во многом зависят от добросовестного выполнения сво­их трудовых обязанностей.

Особый интерес у учащихся с нарушением интеллекта вы­зывают вопросы уголовного права. Жизнь дает для этого большие основания (современная популярная у подростков литература и кинофильмы криминального содержания, хро­ника преступлений в средствах массовой информации и т. п.). Большинство учащихся непримиримо относятся к наруши­телям закона, но и среди самих подростков есть такие нару­шители, и с ними необходимо индивидуально работать не только учителю истории, но и классному руководителю, пси­хологу, социальному педагогу.

У учащихся специальной (коррекционной) школы имеют­ся представления по следующим вопросам уголовно-админи­стративного права: правила поведения в общественных мес­тах и ответственность за их нарушения, мелкое хулиганство и ответственность за него, правоохранительные функции милиции. Но далеко не все учащиеся представляют возраст наступления уголовной ответственности и уголовную ответ­ственность несовершеннолетних. По данным Б.П. Пузанова, около 40% учащихся называют возраст наступления уголов­ной ответственности 16 лет, а остальные 60% учащихся считают таким возрастом 18, 20 и даже 25 лет.

Только 25% учащихся называют ответственными за зло­стное хулиганство самих несовершеннолетних, тогда как большинство считает, что за несовершеннолетних уголовную ответственность несут учителя, родители и даже милиция [5].

Неустойчивы у учащихся специальной (коррекционной) школы и представления о таких нравственных категориях как товарищество и взаимопомощь. Нет представлений и о соучас­тии в преступлениях. Но представления о правоохранительных функциях милиции, наоборот, у них более полные.

Таким образом, правовые знания учащихся с нарушени­ем интеллекта к началу изучения курса «Обществоведение» в 8 классе имеют следующие особенности:

а) носят случайный, бессистемный характер;

б) отличаются фрагментарностью, неточностью, непол­нотой;

в) стихийно сформированы;

г) нет умения адекватно использовать правовые знания в конкретных ситуациях, наблюдается механический пере­нос предыдущих решений на следующую ситуацию;

д) при оценке конкретной ситуации внешняя сторона доми­нирует над внутренней морально-этической основой события.

Целенаправленное обучение даже в рамках небольшого курса, построенное с учетом всей предшествовавшей работы школы, семьи, социального опыта, позволит в значительной степени решить проблему правового воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы и облегчить их вклю­чение в самостоятельную жизнь.

Реализация основных дидактических принципов в процессе правового обучения в специальной (коррекционной) школе

 

Урок, будучи основной формой организации учебной дея­тельности учащихся с нарушением интеллекта, является и основной формой правового обучения. Как отмечает Б.П. Пу­занов: «Он позволяет наиболее полно реализовать задачи об­разовательного и воспитательного характера, использовать различные формы и методы обучения, выбирать оптималь­ные их сочетания при изучении тех или иных разделов кур­са, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в условиях группового обучения, реализовывать та­кие дидактические принципы, как научность, система­тичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность» [2. С. 90].

Основываясь на подходах Б.П. Пузанова, рассмотрим эти принципы [2. С. 90—101].

1. Принцип научности. Несмотря на то, что в курс право­вого обучения в специальной (коррекционной) школе вклю­чена элементарная и сравнительно небольшая по объему правовая информация, она является научной. Основной ее источник — Конституция РФ, своды законов и законодатель­ные акты. Но, учитывая особенности познавательной дея­тельности учащихся с нарушением интеллекта и специфику самого предмета, материал этот дается в сокращенном и адап­тированном варианте. Изучение элементов права связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений то­го или иного явления.

2. Принцип систематичности и последовательности. Право­вые вопросы начинают изучаться в курсе «Обществоведение» с 8 класса с опорой на знания, полученные в предшествующий пропедевтический период. Структура самого курса такова, что его изучение начинается со знакомства учащихся с такими ос­новополагающими понятиями, как «государство», «право», «мораль». Затем изучается Конституция РФ. Материал 8 клас­са конкретизируется, уточняется в 9 классе при изучении прав и обязанностей граждан России. Теоретические положения сочетаются с практическим применением правовых знаний, а сложные понятия формируются через более простые и кон­кретные. Систематичность правового обучения определяется и комплексом межпредметных связей с рядом общеобразова­тельных предметов (русский язык, чтение, история, геогра­фия), профессионально-трудовой подготовкой, всей системой учебно-воспитательной работы школы.

3. Принцип доступности. Правовой материал необычайно сложен для учеников специальной (коррекционной) школы. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходи­мо продумать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, об­ращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступ­ления.

4. Принцип сознательности усвоения знаний. Реализуя этот принцип, учитель должен помнить, что основная задача правового обучения и воспитания — не только сообщение учащимся определенной суммы правовых знаний, но и превращение этих знаний в повседневную норму поведения/Для иллюстрации тех или иных норм и законов целесообразно использовать примеры из окружающей жизни, разбирать реальные ситуации, убеждаю­щие школьников в необходимости правовых знаний. Б.П. Пуза­нов подчеркивает: « Принятие решения в создаваемой педагогом ситуации требует сознательного применения имеющихся знаний, а положительное решение проблемной ситуации показывает ученикам необходимость получаемых знаний» [2. С. 98]. Боль­шую помощь учителю в подборе практических задач правового (юридического) содержания может оказать сборник задач с мето­дическими рекомендациями Н. И. Элиасберги А.А. Чухмана[8].

5. Принцип наглядности. Наглядные пособия, используе­мые в процессе правового обучения, играют важную образова­тельно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. В сочетании с объяснением учителя, считает Б.П. Пузанов: «Они создают предпосылки для включения самых различных ис­точников восприятия, анализаторов, что делает процесс усвое­ния более эффективным» [2. С. 99]. Изучение ряда тем курса «Обществоведение» требует работы с различными схемами, таб­лицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необхо­димо их правильно отбирать для уроков, учитывая, с одной сто­роны, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы, а с другой — что большинство из них устарели по содержанию и не соответствуют изменив­шейся ситуации в развитии современной России. В специаль­ной (коррекционной) школе учитель к урокам обществоведения чаще всего готовит наглядные пособия сам (например, схему «Органы государственной власти в России», основные эле­менты которой подготовлены заранее в виде небольших таб­личек — плакатов). Наборы «разрезных» учебных плакатов по­зволяют обращаться к ним как на разных этапах урока, так и при изучении ряда тем. При повторении учащимся может быть дана схема с пропущенными 1—2 звеньями и предложено, ис­пользуя полученные знания, заполнить пропуски соответст­вующими аппликациями.

Большую помощь в усвоении правового материала оказы­вают экранные учебные пособия: диапозитивы, диафильмы, слайды, кинофрагменты, кинофильмы. При использовании пособий следует соблюдать некоторые рекомендации для работы с ними. Б.П. Пузанов, основываясь на рекомендаци­ях Д.Н. Никифорова(1964), Т.Н. Пороцкой(1967), К.В. Чир­кова (1962), И.Я. Чутко (1969), выделяет следующие:

— «показ экранных материалов должен органически вхо­дить в логическую структуру урока, сам фрагмент (диафильм, диапозитив) — отражать цель и задачу данного урока;

— урок не должен превращаться в «киноурок» или «ки­нолекцию», демонстрация киноматериалов не должна пре­вышать 10—15 минут;

— показу экранных пособий должно предшествовать всту-/ пительное слово учителя, организующее и направляющее

внимание учащихся;

— после просмотра необходимо разобрать и закрепить ма­териал;

— показ учебного кинофильма, рассчитанный на 30— 40 минут и более, целесообразно проводить во внеурочное вре­мя в системе внеклассных мероприятий» [2. С. 100].

6. Принцип индивидуального подхода.Успешность ус­воения элементов правовых знаний во многом зависит от пра­вильного учета индивидуальных особенностей учащихся с на­рушением интеллекта, проявляющихся в сфере тех или иных интересов, в выборе профессии и др. Необходимо иметь в виду и тот факт, что у определенной части учеников старших клас­сов специальной (коррекционной) школы имеются отклонения в поведении, склонность к совершению антисоциальных по­ступков . Значит необходимо акцентировать внимание на таких вопросах, как уголовная ответственность несовершеннолетних, возраст ее наступления. У школьников, которые после 9 класса должны трудоустраиваться, наибольший интерес вызывают темы, связанные с трудовым правом, правами и льготами несо­вершеннолетних на производстве. Эти и другие особенности не­обходимо учитывать при изучении обществоведческого курса.

7. Принцип прочности.Учитывая сложность общество­ведческого курса для учеников с нарушением интеллекта, его изучение предполагает минимум теоретических знаний доступного содержания и максимум практических заданий, направленных на применение школьниками этих знаний и таким образом их закрепление. Прочности усвоения пра­вового материала будет способствовать и концентричность построения программы (в 8 классе закладываются базо­вые понятия, в 9 классе они раскрываются на материале, связанном с правами и обязанностями граждан); осознание необходимости правовых знаний, помогающих ученикам адаптироваться к условиям жизни в обществе.

Особенности формирования правовых знаний учащихся специальной (коррекционной) школы

Успешная реализация образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач, стоящих перед курсом «Обществоведение» в специальной (коррекционной) школе, возможна лишь при условии применения соответствующих средств, методов и приемов обучения, учитывающих особен­ности содержания предмета и особенности познавательной деятельности учащихся старших классов с нарушением ин­теллекта.

Б.П. Пузанов считает, «что одним из важных моментов ус­пешного усвоения курса, особенно в плане использования полученных знаний в практической деятельности, является готовность учащихся к восприятию правовых знаний, обес­печенная работой по ряду общеобразовательных предметов и в период профессионально-трудовой подготовки.

Имеющийся определенный социальный опыт учащихся старших классов также необходимо учитывать при изучении элементарных правовых знаний, давать ему адекватную право­вую оценку, т. к. учащиеся регулируют свое поведение в повсе­дневной жизни правовыми нормами, хотя и не подозревают об этом. Например, рассматривая вопросы семейного права, сле­дует исходить из конкретного положения подростка в семье; рассматривая вопросы, связанные с правонарушениями, необ­ходимо учитывать, что некоторые учащиеся состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и имеют отрицатель­ный социальный опыт; необходимо, чтобы учащиеся поняли ан­тиобщественную сущность своих поступков» [2. С. 102—103].

Преподавание курса «Обществоведение» осложняется отсутствием учебников, предназначенных для учеников спе­циальной (коррекционной) школы, поэтому учитель, готовя материал к урокам, может обращаться к учебникам, издан­ным для общеобразовательной школы: «Граждановедению», учебному пособию для учащихся, их родителей и учителей [7], «Введению в обществоведение» [1].

Такие разделы учебных пособий, как «Гражданин. Мо­раль. Право», «О правах и свободах человека и гражданина», «Гражданин и государство», «Об обязанностях гражданина», «Современная семья» позволят учителю обеспечить мате­риалом проведение уроков, а при наличии необходимого коли­чества пособий в кабинете — спланировать самостоятельную работу учащихся на основе чтения отдельных статей и вы­полнения заданий учебника.

Изучение темы «Конституция Российской Федерации» в 8 классе требует обеспечения всех учащихся брошюрами с текстом Конституции. Знакомство с Основным законом начинается с определения самого понятия «конституция», означающего в переводе с латинского языка «учреждаю», «устанавливаю». В России Конституция была впервые принята после Октябрьской революции, в советское время. Каждая новая Конституция соответствовала определенному этапу развития государства и общества. Ныне действующая Конституция — пятая в истории государства.

Учащихся необходимо познакомить с Конституцией РФ: да­той принятия, структурой (разделами, главами, статьями). На этом уроке необходимо обратиться к символам Государственной власти РФ (гербу, флагу, гимну), разобрать их суть и значение.

При изучении основ конституционного строя, прав и сво­бод человека и гражданина необходимо обращаться к тексту отдельных статей, полностью прочитывая доступные для по­нимания учащихся статьи или предлагая их в сокращенном виде. Словарная работа при необходимости должна предше­ствовать чтению статьи. Содержание каждой статьи обяза­тельно должно разбираться и подкрепляться примерами, опираться на наглядность. Так, например, на уроке по теме «Президент Российской Федерации» учитель не будет пред­лагать учащимся читать и объяснять все 14 статей 4 главы Конституции, но остановится прежде всего на ст. 80, касаю­щейся основных полномочий Президента [3. С. 33]. Зачиты­вается и комментируется каждый из 4-х пунктов статьи, на доске (и в тетрадях) составляется небольшая схема (см. с. 203).

Вместе с учениками разбирается каждый пункт и выяс­няется, как они понимают суть полномочий Президента. При работе над этой статьей проводится словарная работа: уточня­ется значение таких понятий, как «глава государства», «га­рант», «внешняя политика », «внутренняя политика », «международные отношения».