Задачи, функции и организация государственной статистики в системе управления экономикой
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Следует запомнить
• Страхование, являясь мощным фактором положительного воздействия на экономику и страховой защитой юридических и физических лиц от случайных опасностей, основывается на жесткой многоуровневой системе управления процессом страхования и нуждается в информационном обслуживании и сопровождении.
• Процесс страховой деятельности предусматривает решение различных функциональных задач, начиная от оформления заключаемых договоров страхования, информационного отображения в АИС их юридических и содержательных аспектов и кончая формированием бухгалтерской и статистической отчетности, подготовкой управленческих решений, что требует автоматизации трудоемких информационных процессов и создания АИС, АИТ и АРМ специалиста на всех уровнях функционирования страховой системы.
• Особенности информационного обеспечения решения функциональных задач в области страхования, территориальная рассредоточенность компаний, филиалов, АРМ специалистов, занятых страховой деятельностью, определили необходимость использования ПЭВМ и коммуникационных средств информационного взаимодействия специалистов, занятых в этой отрасли.
• Практика создания и применения АИТ в страховой деятельности подтверждает целесообразность эксплуатации распределенной информационно-вычислительной сети или многоуровневой сети, предусматривающей наличие единой технологической платформы, с общей информационной базой для взаимодействия как с файл-сервером, так и с другими ресурсами сети.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте структуру страхового рынка и функции страхования.
2. Обоснуйте необходимость развития АИТ страхования.
3. Перечислите важнейшие функциональные задачи, реализуемые в условиях АИТ страхования.
4. Каковы важнейшие составляющие базы данных АИТ страхования?
5. Дайте описание структуры автоматизированной информационной системы страховой фирмы, компании.
6. Обоснуйте необходимость применения сетевых информационных технологий в системе страхования.
Государственная статистика - одно из важнейших звеньев в системе управления экономикой страны - призвана изучать массовые явления в жизни общества, выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.
Основные задачи государственной статистики:
· сбор, обработка и представление статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий;
· разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
· гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
· координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
· предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны, отраслей и секторов экономики.
Государственная статистика служит базой для создания в стране статистической информационной системы. Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в Российской Федерации является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики. Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) выполняет функцию обратной связи по отношению к органам управления, предоставляя всю необходимую им статистическую информацию о деятельности отраслей экономики и подведомственных им предприятий и организаций.
Экономическая кибернетика позволяет наглядно представить функции органов государственной статистики в системе управления экономикой (рис. 7.1). Под объектом управления понимается элемент системы, который для нормального функционирования нуждается в систематическом контроле и регулировании. Объектами управления выступают отрасли экономики, их предприятия и организации.
Для управления объектами создается управляющая система (субъект управления), которая обеспечивает их своевременное приведение к нормальному функционированию. Органы управления воздействуют на объекты управления посредством прямой связи (задания) и обратной связи (отчетность) через органы государственной статистики.
Органы государственной статистики, информируя органы государственного управления о деятельности отраслей экономики, выполняют важные сигнальные функции, выражающиеся в том, что управляющая информация в виде заданий была принята и намечаемые действия объектов управления зафиксированы исходя из фактического положения - выполнения или невыполнения ими этих заданий.
Статистическая информационная система отвечает всем требованиям, предъявляемым к сложным системам:
· единство элементов системы с точки зрения их оптимального взаимодействия для достижения общей цели;
· большие размеры;
· сложность поведения и др.
Органы государственной статистики, образующие систему Госкомстата России, проводят свою работу на основе общих принципов, единой методологии и организации государственной статистики.
Их главная задача - централизованное руководство делом учета и статистики в стране. Система Госкомстата охватывает всю Россию, органы государственной статистики имеются во всех административно-территориальных образованиях страны. Эти органы собирают и обрабатывают статистическую информацию, поступающую от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяйственных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений и организаций независимо от форм собственности. • Статистическая информация отличается разнообразием, массовостью и периодичностью поступления. Обработка всей статистической отчетности, поступившей от указанных объектов, требует нескольких сотен миллиардов вычислительных операций в год. Для выполнения такой огромной работы Госкомстат России располагает разветвленной сетью вычислительных установок по сбору и обработке информации. Применение в ней различных средств вычислительной техники придает статистической информационной системе человеко-машинный характер, определяемый уровнем автоматизации обработки статистической информации.
Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный, региональный (республики в составе РФ, края, области и национальные округа) и районный (городской).
![]() |
Рис. 7.1. Функции органов государственной статистики в системе управления экономикой
Централизованное руководство работой органов государственной статистики на федеральном уровне осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике, который является главным учетно-статистическим центром и относится к центральным органам РФ, обеспечивая статистической информацией Правительство РФ, Федеральное Собрание, федеральные органы исполнительной власти, а также широкую общественность и международные организации.
На Госкомстат России возлагается ответственность за своевременную объективную и достоверную обработку и представление статистической информации указанным органам и широкой общественности на основе единой научной методологии.
Госкомстат России руководит организацией учетно-статистических работ на всей территории страны, в частности работой региональных комитетов по статистике, которые выполняют те же самые функции только на своем уровне.
Региональные органы статистики, находясь в непосредственной близости и постоянном информационном контакте с предприятиями и учреждениями, оказывают им практическую помощь в организации учета и отчетности и являются основными источниками информации их деятельности.
В состав региональных комитетов входят районные (городские) управления (отделы) по статистике - первичные организации системы государственной статистики. Они собирают и обрабатывают информацию о работе всех сельскохозяйственных предприятий, а также промышленных, строительных, транспортных и торговых предприятий местного подчинения, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения и здравоохранения района или города.
Органы государственной статистики работают по единой методологии и единому плану статистических работ, которые утверждаются соответствующими вышестоящими органами. Задачи, включенные в этот план, систематизированы по отраслям статистики, которые соответствуют отраслям экономики (рис. 7.2).
Статистические задачи, решаемые в различных отраслях, с точки зрения пользователя подразделяются на регламентные задачи и запросные(нерегламентные), среди которых, в свою очередь, выделяются задачи информационного обслуживания и задачи экономического анализа для различных органов управления.
Под регламентными задачами понимаются задачи обработки данных статистической отчетности на соответствующих уровнях Госкомстата России. Каждая регламентная задача, как правило, связана с формированием некоторой конкретной формы статистической отчетности или нескольких форм.
Для решения таких задач до настоящего времени используются информационные технологии, реализуемые с помощью комплексов электронной обработки информации (КЭОИ), которые представляют собой совокупность пакетов прикладных программ (ППП), обеспечивающих решение отдельных регламентных задач на различных уровнях системы Госкомстата России.
![]() |
Рис. 7.2. Структурная схема отраслей статистики и их взаимосвязь
Задачи информационного обслуживания предусматривают формирование по запросам пользователя необходимых ему статистических данных для оперативного составления докладов, аналитических записок и справок, не регламентированных по содержанию. Решение этих задач обеспечивается с помощью автоматизированного банка данных.
Задачи экономического анализа основаны на использовании динамических рядов, методов математической статистики и др. Для их решения применяются информационные технологии, называемые аналитическими комплексами (АК). АК реализуются в виде пакета прикладных программ, ориентированного на применение методов статистики.