Информационное обеспечение органов казначейства

 

Одним из условий повышения эффективности работы казначей­ских органов является создание перспективной и эффективной системы их информационного обеспечения на всех уровнях. Разра­ботка информационного комплекса проводится на единой методо­логической основе, с использованием типовых проектных реше­ний, учитывающих не только объемные показатели — число налогоплателыциков, собираемые на территории страны федеральные и регулирующие налоги, число получателей средств федерального бюджета, но и развитие всей финансовой и коммуникационной инфраструктуры регионов.

Информационный комплекс казначейских органов способен не только обеспечить функционально, в сочетании с банковской сис­темой исполнение органами казначейства федерального бюджета, но и предназначен при этом организовать эффективное динамич­ное взаимодействие финансовых органов различных уровней и ве­домственной принадлежности, а также банковской и налоговой систем. В основу создания такого комплекса положена технология централизованных и распределенных решений на основе примене­ния высокотехнологичных операционных систем и систем управ­ления базами данных (СУБД) и помехоустойчивых защищенных от несанкционированного доступа телекоммуникационных систем. Развитие и применение такой единой технологии с созданием на ее основе корпоративных (ведомственных) систем позволяет ре­шить проблему межведомственного взаимодействия сложных за­щищенных информационно-технических комплексов.

Главной целью создания информационного комплекса органов федерального казначейства является существенное повышение эф­фективности исполнения федерального бюджета. Это позволяет органам Федерального казначейства оперативно, точно и эффек­тивно решать ограниченным персоналом весь объем задач, постав­ленных перед системой:

• оперативный и точный учет доходов федерального бюджета;

• взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов Федерации и местными бюджетами всех уровней;

• быстрое и точное доведение средств федерального бюджета до конечных получателей;

• текущий полный оперативный и строгий контроль за рацио­нальным и целевым использованием бюджетных средств;

• оперативный и объективный анализ исполнения федераль­ного бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов на любой заданный период;

• управление и обслуживание государственного внутреннего

долга и т.д.

Существуют две схемы организации информационной техно­логии в казначействе:

• с ведением лицевых счетов получателей средств федерального бюджета и расчетами с единых текущих счетов расходов Бан­ка России или его уполномоченных агентов;

• организация регионального единого эффективного рынка ценных бумаг и центральных органов такого рынка — цен­тральных регистратора, депозитария и расчетно-клирингового центра и выполнение по поручению Министерства финансов РФ функций эмитента государственных ценных бумаг на еди­ный региональный рынок ценных бумаг. Обе схемы организации информационной технологии в казна­чействе имеют положительные и отрицательные стороны.

В первом случае достигается полная автономность системы с развитой инфраструктурой рынка ценных бумаг, ее относительная независимость от проблем межведомственных отношений.

В решении по второму направлению работа органов федераль­ного казначейства в большей степени носит общий организацион­но-правовой характер координации усилий нескольких ведомств и обеспечения безопасных условий для работы такого рынка.