Понятие казначейства. Функции казначейских органов

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАЗНАЧЕЙСТВЕ

Следует запомнить

 

Эффективное функционирование налоговой системы воз­можно только при условии использования передовых информаци­онных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике.

• В органах налоговой службы создается АИС, предназначен­ная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

• АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и ме­тодов обработки данных, использования новых информационных технологий.

• Структура АИС налоговой службы, как и структура самих на­логовых органов, является многоуровневой.

Каждому уровню налоговой системы соответствует свой со­став задач, подлежащих автоматизации.

• Важной задачей автоматизации работы налоговой службы яв­ляется не только возложение на компьютер задач контроля, обра­ботки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому зако­нодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможен­ными органами и другими внешними структурами.

 

Вопросы, для самоконтроля

 

1. Какова иерархическая структура системы органов налоговой службы РФ?

2. Охарактеризуйте функции, выполняемые органами налоговой службы низового уровня. В чем состоят цели функционирования АИС «Налог»?

3. Опишите структуру АИС «Налог». Каков состав обеспечивающей части?

4. Каков состав функциональной части АИС «Налог»?

5. Покажите на примере налоговых инспекций городов и районов порядок реализации задач функциональных подсистем АИС «Налог».

6. Дайте понятие АРМ. Перечислите состав АРМ, организуемых в налоговых инспекциях.

7. Каков состав внемашинного обеспечения АИС «Налог»?

8. Какие классификаторы используются в налоговой системе?

9. Каков состав внутримашинного обеспечения АИС «Налог»?

 

 

 

Анализ существующей финансовой системы страны показывает недостаточную оперативность учета за поступлением и расходова­нием бюджетных средств, контроля за их целевым использовани­ем, длительность прохождения выделенных средств до конечного получателя, слабую взаимосвязь между финансовыми органами в процессе исполнения бюджетов различных уровней. Исходя из оценок развития и реформирования финансовой системы в 1993 г. и процессов, происходящих в экономике страны, Коллегия Министерства финансов Российской Федерации определила следующие приоритетные задачи финансовой политики на перспективу перед аппаратом Министерства финансов и местными финансовыми органами:

• совершенствование межбюджетных отношений и усиление координации финансовых и налоговых органов;

• увеличение доходной базы бюджетов за счет повышения собираемости налогов, совершенствования методики взимания и полноты сбора налогов;

• направление средств на реализацию социальной политики и обеспечение своевременного и полного финансирования на всех уровнях бюджетов социально защищенных статей;

• активизация рынка государственных ценных бумаг с учетом перехода к длительным срокам их обращения и привлечения на рынок нерезидентов, расширение географии рынка;

• повышение эффективности валютно-финансовых операций и укрепление национальной валюты.

Для решения этих задач было разработано «Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации» (утверждено 27 августа 1993 г. Правительством Российской Федерации) и принято решение о создании нового финансового органа — казначейства.

Казначейство — это специальный государственный финансовый орган, в функции которого входит:

• Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единой кассы.

• Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, финансовое ис­полнение этих фондов, контроль за поступлением и исполь­зованием внебюджетных средств.

• Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов.

• Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

• Управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

• Разработка методических и инструктивных материалов, по­рядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов госу­дарственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся государственными средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, и т.д.

Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми функциональными и инфор­мационными связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой государственной налоговой службы, системой формиро­вания и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюд­жетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях, охватывая большое количество участников, принадлежащих раз­личным ведомствам.