Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы

 

Основу новой информационной технологии составляют распреде­ленная компьютерная техника, дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информа­ции, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно гово­рить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспо­сабливается к существующей организационной структуре и проис­ходит лишь модернизация сложившихся методов работы. При этом коммуникации развиты слабо и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сво­дит к минимуму степень риска от внедрения, т. к. затраты мини­мизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и обработки информации с функцией принятия решений. Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология да­ла наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода являет­ся максимальное развитие коммуникаций и разработка новых ор­ганизационных взаимосвязей, которые до этого были экономиче­ски нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность рас­ширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. При этом рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уров­ня. Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, тем самым ликвидируется разрыв между ин­формационной и организационной структурой. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной техно­логии, позволяют интегрировать информационные процессы в раз­личных учреждениях. За счет универсальности используемых тех­нических средств обеспечивается технологическая, методологиче­ская и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ в нало­говой системе — это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиату­ра, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стриммер, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления база­ми данных, пакеты прикладных программ, оригинальные програм­мы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и про­граммного обеспечения — инструменте любого пользователя. По­нятие АРМ многие часто связывают только с комплексом техниче­ских и программных средств, обеспечивающих решение опреде­ленных функциональных задач конечного пользователя. Однако на практике понятие АРМ должно охватывать проблемы от создания систем распределенной обработки данных (с определением ин­формационных уровней) до решения эргономических вопросов (расположение и состав технических средств, удобство пользования ими и др.). АРМ сближает пользователя с возможностями современной информатики и вычислительной техники и создает условия для работы без посредника — профессионального программиста. При этом обеспечивается автономная работа и возможность связи с другими пользователями в пределах организации и с учетом ее особенностей. Для автоматизации каждой категории работ персо­нальные компьютеры оснащены различного рода программными пакетами, обеспечивающими необходимый технологический уро­вень работы АРМ. Обязательным условием эффективного ис­пользования АРМ является наличие в нем сервисной системы поддержки работы пользователя, которая включает в себя про­граммы обучения работе на клавиатуре, правила защиты ин­формации и обращения с носителями, технологические инст­рукции с примерами проведения конкретных видов работ. Сис­тема должна отвечать на вопросы пользователя, как расширить возможности АРМ, куда обратиться по обслуживанию, т.е. вы­ступать в роли оперативного консультанта. Функциональная структура АИС «Налог» предполагает организацию в налоговых инспекциях автоматизированных рабочих мест по обработке до­кументов юридических лиц и обработке документов физических лиц. Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналогичен составу функциональ­ной части АИС «Налог» и должен включать следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения ли­цевых карточек предприятий и тд. В зависимости от объемов информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов АРМ могут быть объединены в (одну и бо­лее) локальную вычислительную сеть или многопользователь­скую систему. При этом должно быть обеспечено сопряжение различных уровней налоговых органов между собой, а также с автоматизированными системами органов власти и управления, правоохранительных, финансово-кредитных органов и налого­вой полицией. Обмен информацией должен осуществляться пу­тем передачи ее по каналам связи или пересылкой магнитных носителей. Состав и структура функциональных АРМ могут от­личаться в зависимости от особенностей налогового органа. АРМ должны функционировать в диалоговом и пакетном ре­жимах обработки информации.