Методика работы со схемой.

Схема используется реже, чем историческая карта, но рабо­тать по ней легче, т. к. схема отражает какой-либо единичный факт, масштабы ее невелики, «география» местности изобра­жается небольшим количеством условных обозначений.

Как правило, схемы посвящены различным событиям во­енной истории, поэтому, опираясь на них, учитель расска­зывает о битвах на Чудском озере и Куликовом поле, о Пол­тавском сражении и Бородинском бое.

Схемы бывают статические и динамические. На статиче­ской схеме обозначены все объекты и направления действий (начало и конец события), поэтому учащимся специальной (коррекционной) школы воспринимать такую схему сложно. На динамической схеме дан лишь контур местности, по мере рассказа учителя появляются необходимые объекты (полки воюющих сторон), а затем в виде стрелочек «изображается ход самого сражения».

Названия полков связано с их пространственным распо­ложением (например, передовой полк, большой полк, полки левой и правой руки, резервный и засадный полки). Од­новременно с отработкой терминологии идет работа по раз­витию пространственных представлений, и позволяет это сделать динамическая схема. К составлению такой схемы привлекаются вслед за учителем и сами ученики, сопровождая свои действия комментариями.

Обязательное условие применения схемы — ее соотнесение с исторической картой. Школьники должны представлять, где на карте находится «кусочек» той территории, с которой развернулось действие схемы. Например, на уроке по теме «Куликовская битва» учитель в ходе своего рассказ* показывает на карте путь русского войска и место битвы, за тем появляется схема, опираясь на которую продолжаете рассказ о самом сражении.

Разновидностью схемы является меловой рисунок не доске, дополненный аппликациями. Использование такой условной наглядности, максимально упрощенной для восприятия учащимися специальной (коррекционной) школы помогает им лучше понимать и усваивать исторический материал и развивает пространственную ориентировку.

Таким образом, для развития исторических представ л е ний учащихся учитель использует разнообразные средства приемы и методы, постоянно варьируя их и активизируя познавательную деятельность своих учеников.

Вопросы и задания

1. Какие виды представлений формируются у учащихся в процесс обучения истории?

2. На примере любой темы покажите возможности формирования пре,а ставлений о фактах прошлого у учащихся специальной (коррекционной школы.

3. Приведите примеры работы по созданию временных и пространен венных представлений учащихся специальной (коррекционной) школы

Литература

1. Вагин АА. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968

2. Гиттис И.В. Начальное обучение истории. Л., 1940.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старши классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вепс могательной школы) / Сост. В.П. Пузанов. М., 1986.

4. Методика начального обучения истории / Под ред. М.С. Василы вой. М., 1964.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие дл студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

6. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ре; М.И. Кузьмицкой. М., 1964.

7. СтражевА.И. Методика преподавания истории. М., 1964.

8. Сукневич И.И. Методика формирования исторических представл< ний и понятий у учащихся IV классов. М., 1968.

9. Ушинский К Д. Собр. сочинений. М., 1949. Т. 6.