Д.Н. Галушкин

Е.Б. Ивушкина

И.В. Барилов, Г.Д. Диброва, А.А. Калашников, А.Н. Самоделов

Учебное пособие

В сервисе

 

 

Рекомендовано к внутривузовскому изданию

редакционно-издательским советом ЮРГУЭС

в качестве учебного пособия для студентов

очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки бакалавров 100100 «Сервис»

 

 

Шахты

ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

2012


УДК 004.9(075.8)

ББК 32.97я73

И741

 

Авторы:

Рецензенты:

д.ф.н., зав. каф. «Информатика»

д.т.н., проф. «Информатика»

д.т.н., проф. Ю.Г. Фомин

 

И7414 Информационные технологии в сервисе : учебное пособие / И.В. Барилов, Г.Д. Диброва, А.А. Калашников, А.Н. Самоделов. – Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – 202 с.

ISBN 978-5-93834-653-6

 

Учебное пособие «Информационные технологии в сервисе» имеет целью ознакомить студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, подготовить студентов к применению современных информационных технологий и различных видов оргтехники в профессиональной деятельности.

Предлагаемое учебное пособие является частью учебно-методичес-кого комплекса дисциплины и разработано для студентов направления 100100 «Сервис» высших образовательных учреждений.

 

УДК 004.9(075.8)

ББК 32.97я73

 

 

Режим доступа к электронному аналогу печатного издания: http://www.libdb.sssu.ru

 

 

ISBN 978-5-93834-653-6© ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный

университет экономики и сервиса», 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие............................................................................................. 5

1. Информационные технологии, ресурсы и системы............................ 6

1.1. Информационные технологии в современном обществе............. 6

1.2. Информационные ресурсы, продукты и инновации.................... 7

1.3. Информационные технологии как система................................... 10

1.4. Информационная система.............................................................. 16

1.5. Виды информационного обслуживания....................................... 17

Вопросы для самоконтроля................................................................. 19

2. Программное обеспечение информационных технологий................. 20

2.1. Основные понятия.......................................................................... 20

2.2. Эволюция программного обеспечения......................................... 22

2.3. Классификация программного обеспечения................................. 26

2.4. Системное программное обеспечение........................................... 27

2.5. Прикладное программное обеспечение........................................ 42

2.6. Инструментальное программное обеспечение............................. 57

2.7. Нумерация версий программ........................................................ 61

Вопросы для самоконтроля................................................................. 62

3. Основы классификации, структурирования

и кодирования информации................................................................. 64

3.1. Структура информации в информационных системах................ 64

3.2. Основы классификации информации............................................ 65

3.3. Кодирование информации............................................................. 71

3.4. Классификаторы............................................................................ 76

Вопросы для самоконтроля................................................................. 78

4. Принципы организации баз данных................................................... 79

4.1. Задачи, решаемые с помощью баз данных................................... 79

4.2. Классификация баз данных........................................................... 80

4.3. Реляционная модель данных......................................................... 82

4.4. Свойства полей базы данных........................................................ 84

4.5. Типы данных.................................................................................. 85

4.6. Безопасность и объекты баз данных............................................. 86

4.7. Проектирование баз данных......................................................... 88

4.8. Системы управления базами данных............................................ 91

Вопросы для самоконтроля................................................................. 93

5. Технологии противодействия вредоносным программам................. 95

5.1. Классификация вирусов................................................................. 95

5.2. Антивирусы.................................................................................... 113

5.3. Выбор антивирусных комплексов................................................ 118

Вопросы для самоконтроля................................................................. 120

6. Современные средства и линии связи................................................. 121

6.1. Проводные линии связи................................................................. 121

6.2. Беспроводные системы связи......................................................... 124

6.3. Мобильная сотовая связь.............................................................. 130

6.4. Интернет-телефония....................................................................... 141

Вопросы для самоконтроля................................................................. 143

7. Моделирование бизнес-процессов....................................................... 144

7.1. Предметная область....................................................................... 144

7.2. Программа AllFusion Process Modeler.......................................... 149

Вопросы для самоконтроля................................................................. 150

8. Технологии документооборота на современном предприятии

с использованием технических средств............................................... 154

8.1. Информационные связи предприятия.

Типовая структура предприятия................................................... 154

8.2. Структура современного коммерческого предприятия............... 156

8.3. Интернет/интранет и структура предприятия.............................. 156

8.4. Офисная техника и информационные потоки

в современном офисе...................................................................... 158

8.5. Технологии перевода бумажных документов в электронные..... 161

8.6. Виды систем ввода документов..................................................... 162

8.7. Автоматизация документооборота............................................... 163

8.8. Работа с web-документами............................................................ 171

Вопросы для самоконтроля................................................................. 176

9. Интернет-технологии в бизнесе (электронная коммерция)................ 177

9.1. Интернет-маркетинг....................................................................... 177

9.2. Интернет-магазин........................................................................... 181

9.3. Электронная дистрибуция............................................................. 189

Вопросы для самоконтроля................................................................. 192

Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 193

Библиографический список..................................................................... 200

Предисловие

 

 

Одной из важнейших задач профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки бакалавров 100100 «Сервис» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации является задача использования современных информационных технологий и систем.

Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках, как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется – нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объёмов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.

В пособии изложены понятие, структура, средства и методы информационных технологий. Технические средства информационных технологий представлены как совокупность устройств организационной и коммуникационной компьютерной техники. С учётом преобладающего использования в информационных технологиях компьютерной техники много внимания уделено программному обеспечению. Показаны технологии доступа к данным и системы управления базами данных (СУБД); физическая организация данных в системах управления данными. Рассмотрены характеристики компьютерных вирусов и средств борьбы с ними. Даны основы классификации и кодирования.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 100100 «Сервис», а также может быть рекомендовано студентам других направлений, преподавателям и широкому кругу специалистов в области информационных технологий различных областей.