Языков общения

Преимущества ДО

На практике возможно сочетание элементов различных технологий ДО.

  1. Непрерывность образования на любом уровне обучения, позволяющую населению получить как базовое, так и дополнительное образование параллельно с его основной деятельностью.
  2. Обеспечение высокого качества образования студентов

Достигается за счет:

· возможности привлечения к созданию и преподаванию курсов высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов;

· высокого интеллектуального потенциала информационной среды, формируемого как разнообразием использованных источников, так и высокой степенью актуальности содержащейся в них информации (актуальность достигается за счет того, что элементы ИОС позволяют сравнительно экономично, быстро и сколь угодно часто обновлять их содержание по сравнению с полиграфическими формами представления учебного материала.;

· применения мультимедийных технологий;

· возможности регулярного индивидуального общения преподавателя и обучаемого;

· регулярного контроля и самоконтроля усвоения учебного материала;

· высокого уровня самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

· использования при обучении большого количества разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера (деятельностный подход к обучению);

· использования потенциала коллективного творчества обучающихся в ходе сетевых телеконференций.

  1. Доступность

Достигается за счет снижения стоимости обучения и возможности получения образования населением различных географических регионов в различных образовательных учреждениях, как национальных, так и зарубежных.

  1. Комфортность обучения и преподавания

Достигается за счет возможности обучения по индивидуальной траектории (как по содержанию обучения, так и по времени обучения: в удобное для себя время, в удобном месте и темпе). Нерегламентированный отрезок времени на освоение курса предоставляет студентам возможность освоения курса, как за меньшее, так и за большее время по сравнению с жестко регламентированным по времени традиционным курсом. Для преподавателя уменьшается доля аудиторной учебной нагрузки.

  1. Получение навыков работы с представителями различных культур и разных

Достигается за счет того, что современные курсы позволяют студентам познакомиться с представителями различных культур, разговаривающих на разных языках. Такой опыт студента ценен в условиях современного международного сотрудничества по многочисленным совместным проектам, привлекателен для глобальных промышленных компаний.

 

 

2. основные Социальные группы потребителей ДО

ДО ориентируется не только на социальные группы обучающихся по традиционным формам (очное, заочное, очно-заочное (вечернее)), но и:

· лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе;

  • офицерский состав Вооруженных Сил, иных силовых структур России и члены их семей;
  • лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил, иных силовых структур России;
  • высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;
  • уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в Федеральной Службе Занятости;
  • безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости;
  • лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
  • специалисты, имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
  • лица, готовящиеся к поступлению в вузы;
  • студенты, желающие получить второе (параллельное) образование;
  • лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования или находящиеся в стационарных условиях;
  • руководители региональных органов власти и управления;
  • менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях различных форм собственности;
  • преподаватели различных образовательных учреждений;
  • студенты, способности которых позволяют им пройти образовательную программу в сжатые сроки;
  • русскоязычная диаспора граждан государств СНГ и дальнего зарубежья.

2. Информационно-образовательная среда системы ДО

Информационная среда, объединяющая учебные, методические и информационные ресурсы с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий учебных заведений, участвующих в ДО.

Для достижения главной цели, в процессе создания информационно-образовательной среды должны быть решены следующие основные задачи:

  • Независимость отдельного учебного заведения в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической политики;
  • Обеспечение любого учебного заведения типовым набором сервисных служб, обеспечивающих реализацию всех этапов обучения, включая документирование хода учебного процесса;
  • Конфиденциальность информации находящейся в виртуальном представительстве каждого учебного заведения;
  • Автоматизацию процесса каталогизации информационных ресурсов среды и иных ресурсов, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых любым учебным заведением, входящем в информационно-образовательную среду;
  • Создание возможностей профессионального общения научных и педагогических кадров независимо от их места нахождения или работы;
  • Равноправность всех учебных заведений в части административной, маркетинговой и прочей деятельности направленной на обеспечение качественного проведения учебного процесса;
  • Автоматизация сбора и представления статистических и иных интегральных показателей работы как всей среды в целом, так и ее региональных сегментов;
  • Разработка комплекта базовых договоров, обеспечивающих взаимодействие учебных заведений, входящих в информационно-образовательную среду, в части работы со студентами учебных заведений из других регионов, проживающих в регионе расположения данного учебного заведения;
  • Обеспечение мониторинга среды, сбор замечаний и предложений и механизм ее совершенствования;
  • Создание центра консалтинга и обучения, обеспечивающего потребности административных и технических сотрудников виртуальных представительств в получении дополнительной информации и консультациях, а также консультирование профессорско-преподавательского состава по методикам ведения сетевого учебного процесса и обмену опытом работы в информационно-образовательной среде;
  • Создание общедоступной БД нормативных актов Минобразования и иных документов обеспечивающих функционирование системы образования РФ.

В государственном масштабе информационно-образовательная среда системы образования РФ в целом должна объединять в себе информационно-образовательные среды различных регионов страны. Объединение региональных сегментов между собой строится на основании взаимных договоров о сотрудничестве на равноправной основе.

На региональном уровне информационно-образовательная среда представляет собой объединение виртуальных представительств различных образовательных учреждений, создаваемых на добровольной основе.

Создаваемая таким образом среда является распределенной и должна иметь единые средства навигации, обеспечивающие пользователю возможность быстро и простыми средствами найти:

· учебное заведение, независимо от места расположения и уровня подготовки специалистов;

· список учебных заведений обеспечивающих получение образования по конкретной специальности через их виртуальные представительства;

· любой информационный ресурс, зарегистрированный в среде, независимо от места его физического нахождения.

Федеральная информационно-образовательная среда системы образования РФ должна соединять в себе:

  • современные технологии, предоставляемые Интернет;
  • методические наработки конкретных учебных заведений;
  • интеллектуальные ресурсы профессорско-преподавательского состава, независимо от места жительства;
  • максимальную автономию и самостоятельность каждого учебного заведения имеющего свое виртуальное представительство в информационно-образовательной среде;
  • созданные и создаваемые в рамках различных межвузовских научно-технических программ телекоммуникационные и учебно-методические ресурсы;
  • средства поддержки пользователей;
  • материальную заинтересованность каждого участника проекта (от автора учебного пособия до учебного заведения в целом).

Создание информационно-образовательной среды системы образования РФ ведется путем создания однородной структуры, построенной на базе типового программного обеспечения (ПО) ориентированного на работу в среде Интернет. Это ПО размещается в различных регионах на базе наиболее оснащенных вузов (например в узлах сети RUNNET), образуя региональные информационно-образовательные среды. Каждая региональная информационно-образовательная среда содержит виртуальные представительства (ВП) учебных заведений своего региона создаваемые по инициативе учебных заведений различного уровня на добровольной основе без каких-либо финансовых инвестиций с их стороны. Региональная структуру ИОС поясняет схема на рис. 1.

информационно-образовательный округ (ИОО)

Дистанционные обучение предполагает модульность курсов - структурирование их на отдельные дидактические единицы. Это позволяет адаптировать базовый курс с максимальным объемом материала для использования в образовательных программах различных уровней, предусматривающих изучение данной дисциплины в меньшем объеме. При этом возможно варьирование предлагаемого к изучению учебного материала как по широте, так и по глубине его изучения.

Это создает возможность интеграции в пределах ИОС образовательных учреждений как одного, так и разного уровня. Дидактические единицы, изученные обучающимся по образовательной программе низшего уровня, не повторяются в образовательных программах более высокого уровня.

Организационно технологически в корпоративной модели ИОС создаются горизонтальные и вертикальные связи.

Горизонтальные связи формируются между образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы одного уровня.

Вертикальные связи формируются между образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы различных уровней (высшего профессионального, среднего профессионального, среднего общего).

Корпоративная модель ИОС с вертикальными связями – это ИОС, созданная на различных образовательных уровнях, формирует информационно -образовательный округ учебных заведений - экстерриториальное, виртуальное объединение различных учреждений высшего и среднего образования, и обеспечивает непрерывность образования в рамках данной ИОС.

В итоге должна быть сформирована связанных друг с другом ассоциация (консорциум) образовательных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом, создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве, развития через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга.

Информационно-образовательные округа позволят:

· сократить срок обучения на различных уровнях образования;

· сократить численность преподавательского корпуса в образовательных учреждениях различного уровня;

· осуществлять более эффективное обучение в течение всей жизни по одной или нескольким образовательным программам (непрерывность) за счет исключения дублирования материалов в образовательных программах.

ИОС с горизонтальными связями

 

ИОС с вертикальными связями

4. Функциональная структура СДО

СДО функционально состоит из следующих подсистем:

  1. Управления учебным процессом - функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний.
  2. Административно-управленческая - функциями которой являются управление ресурсами, коллективами, проектами, контактами, ведение баз данных (БД) приказов и распоряжений.
  3. Техническая - офисное и телекоммуникационное оборудование, издательство, складские помещения, учебные и консультационные аудитории, мультимедиа-лаборатория и др.
  4. Кадровая - функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, студентов.
  5. Финансовая - функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров.
  6. Маркетинговая - функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование баз данных заказов на подготовку специалистов.
  7. Правовая - функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности института, ведение нормативных документов и актов.
  8. Информационная - функциями которой являются:
    • Сбор, накопление и систематизация в базе данных информации о потребностях рынка труда, сферы производственной деятельности и образования;
    • Накопление в БД перечня образовательных продуктов и услуг (учебников, систем тестирования) с обеспечением доступа средствами INTERNET;
    • Сбор и обработка оперативных данных из региональных учебных центров: о ходе учебного процесса (приема слушателей, прохождении тестирования, сертификации обучаемых), об их потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами и разработке новых учебных программ и курсов;
    • Информационное обеспечение проведения занятий и консультаций из центра ОО, информационная поддержка тестовых дистанционных испытаний;
    • Предоставление данных по оперативному учёту и ходу учебного процесса в режиме on-line и через локальную сеть центра обучения.
  9. Безопасности - функциями которой являются: защита информации, сохранение коммерческой тайны, идентификация студентов преподавателей и административного состава, отслеживание процессов сохранения авторских прав составителей учебных материалов.

5. Виды обеспечения СДО

  1. Программное - операционные системы, сетевые системные программы, прикладные инструментальные среды.
  2. Техническое - компьютерное и сетевое оборудование, необходимое для реализации открытого образования.
  3. Информационно-методическое - конспекты лекций, учебники, пособия и другие методические материалы на бумажных и электронных носителях, справочники, различные базы данных по методическим материалам, оперативным данным, кадрам, тесты, методики, рекомендации по технологии обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
  4. Организационное - поддержка форм организации учебного процесса.
  5. Лингвистическое - набор языковых средств для общения преподавателей, студентов и управленческого состава с программными средствами СДО.

Техническая база включает в себя следующие основные аппаратные и программные средства:

· компьютеры;

· телекоммуникационные каналы;

· устройства сопряжения компьютеров и телекоммуникационных каналов;

· сервер ДО;

· программное обеспечение «Система дистанционного обучения»

· устройства создания и тиражирования электронных документов (принтеры, сканеры, устройства записи информации на электронные носители, видеокамеры, видео- и аудиомагнитофоны, диктофоны);

· программные продукты для автоматизации разработки и тиражирования электронных документов.

 

На рис. 1 изображена структурная схема сети ДО.

 

Рисунок 1. Структурная схема сети ДО.

 

Минимальные системные требования для СДО «Прометей» приведены на рис. 2:

 

Рисунок 2. Минимальные системные требования для СДО «Прометей»

 

Программные средства поддержки технологий ДО (системы дистанционного обучения - СДО), основные виды пользователей СДО, типовые функции СДО

Программное обеспечение «Система дистанционного обучения» представляет собой виртуальное представительство вуза.

Структура ПО СДО «Прометей» приведена на рис. 3.

 

Рисунок 3. Структура ПО СДО «Прометей»

Все базы данных библиотека учебных ресурсов, сведения о пользователях СДО хранятся на SQL-сервере.

 

Основными виды пользователей и их основные функции приведены в таблице.

Вид пользователей Основные функции пользователей
Администратор Установка и настройка СДО, регистрация пользователей системы, добавление новых курсов, пополнение библиотеки. Кроме того, администратор отвечает за безопасность системы, ему предоставлено право блокировать доступ сотрудников к системе либо активизировать и блокировать курсы, а также программы обучения. В обязанности администратора также входит размещение объявлений и создание справочников.
Организатор Контроль поступления заявок на обучение и платежей за обучение (при платном обучении). Формирование групп слушателей, рассылка дополнительных учебных материалов, составление (совместно с тьбтором) графика учебного процесса, контроль работы тьюторов
Тьютор Консультирование слушателей, контроль выполнения контрольных мероприятий и успеваемости, составление (совместно с организатором) графика учебного процесса и его контроль, ввод тестовых заданий и настройка тестера, проведение семинаров.
Слушатель Обучение, пробное и аттестационное тестирование.
Читатель Просмотр учебно-методических материалов без консультаций тьюторов и прохождения аттестации

 

Виртуальное представительство вуза (ВП)выполняет следующие функции:

  • регистрацию пользователей всех категорий (администраторов, авторов элементов информационно-обучающих ресурсов, преподавателей, обучающиеся), связь с административными модулями других ВП.
  • обеспечение персонализированного доступа к информационно-обучающим ресурсам;
  • коммуникация в режимах on-line и off-line между пользователями СДО (чат, электронная почта, форум, электронные доски объявлений);
  • тестирование уровня сформированности знаний и умений;
  • создание и ведение личных дел обучающихся: «электронный отдел кадров»;
  • реализация организационных и учебно-учетных функций - «электронный деканат»: составление графиков учебного процесса, тестирования и т.п.;
  • сбор, обработку и предоставление статистических данных о работе ВП.

 

Средствами обмена информацией в СДО являются:

n форум

n чат

n почтовая рассылка

n доски объявлений

n обмен файлами

В зависимости от выбранной мето­дики обучения и формы организации учебной деятельности могут быть организованы следующие типы коммуникаций: между участниками процесса обучения:

· преподаватель – группа студентов;

· преподаватель – один студент с доступом к диалогу всей группы студентов;

· преподаватель - один студент (конфиденциально);

· группа студентов - группа студентов;

· один студент - группа студентов;

· один студент - один студент.

На форумы могут помещаться часто-задаваемые вопросы. Посредством чатов можно проводить семинары, консультации. СДО позволяют протоколировать чаты, так что преподаватель может проанализировать стенограмму чата.

В целом же, если говорить о наиболее эффективном соотноше­нии «преподаватель ДО — количество студентов, с которым он ра­ботает» на одного преподавателя ДО должно приходиться не более 15—20 человек. При этом в on-line – режиме группе более 7 – 9 человек общаться затруднительно.

 

 

6. Основы Сетевого этикета

Сетевой этикет - это этикет (хорошие манеры, приемлемое поведе­ние) в Интернете. Этикет – это совокупность ритуальных и ритуализированных действий, направленных на избежание конфликта и демонстрацию доброжелательности. В речевом этикете в некоторой степени фиксируется социальные отношения взаимодействующих субъектов, их социальная роль, социальный статус. В Интернете в настоящее время происходит изменение правил речевого этикета в сторону «демократизации», симметризации партнеров по общению. Знание норм, умение следовать им в поведении и речи высоко ценится в обществе. Соблюдение норм речевого этикета в такой тонкой сфере взаимодействий, как процесс обучения, в значительной степени определяет эффективность самого процесса, поскольку напрямую влияет на психологию взаимодействия. В сетевом взаимодействии, когда иные способы межличностной коммуникации (мимика, жесты, интонации) не «работают» речевой этикет приобретает особую значимость.

К соблюдению этикетных норм относится проявление таких ка­честв, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдер­жанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. Например, если человек в данный момент не хочет об­щаться в чате, он должен найти корректный способ выйти из него, не обидев собеседника. Искренность не всегда уместна в речевой коммуникации.

Вот несколько общих правил для сетевого общения:

• Делайте все вовремя, будьте пунктуальны.

• Желательно на все электронные письма отвечать сразу же, по мере их получения. Если вы не можете сразу отправить ответ на письмо слушателя, постарайтесь короткой запиской (или с помо­щью заранее заготовленного шаблона) сообщить о том, что вы все получили, но подробный ответ пришлете через ... дней.

• Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

• Следует с уважением относиться к своим коллегам. Старайтесь понять их проблемы, их точку зрения.

• Необходимо писать все сообщения, отправляемые по элект­ронной почте, на телеконференции и размещаемые на веб-сайте, хорошим языком и без ошибок.

• Если вы не уверены в своей грамотности или пишите письмо в спешке (когда возможно появление большого количества ошибок), обя­зательно проверяйте все материалы с помощью встроенной во все со­временные текстовые редакторы программы коррекции орфографии.

• Единственное место, где допускаются ошибки и опечатки — это чат. Однако чем лучше человек научится работать с клави­атурой, чем грамотнее он будет писать, тем выше будет его рейтинг в сети.

• Избегайте жаргонных слов, оскорбительных выражений, а также сложных аббревиатур, названий и терминов, которые будут непонятны большинству участников процесса общения; не путай­те имена сокурсникови и преподавателей.

• Ограничьте проявление своих эмоций.

• Подписывайтесь собственным именем.Когда Вы находитесь в чате в Интернете и никто не знает, кто Вы, можно не пользоваться собственным именем. Но когда Вы в он-лайн кур­се, нужно пользоваться настоящим именем. Скорее всего, у Вас и не будет выбора: программные средства он-лайн класса могут автоматически уста­новить Вашу личность, когда Вы пошлете комментарий.

• Избегайте негатива.Вы можете не соглашаться. Вам следует не соглашаться. Вы можете отрицать и иметь разногласия по идеям или содержанию курса. Но старай­тесь избегать негатива. Это отрицательно повлияет на Вас, по­мешает дискуссии в классе, а у других может сложиться о Вас неправиль­ное представление. Не делайте негативного утверждения по другому комментарию. Не делайте негативного заявления о другом участнике. Вместо этого, вежливо и деликатно возразите. Если не можете дели­катно возразить, не возражайте вовсе.

Вот примеры возражений в он-лайн: ;:

· «Мой опыт подсказывает ...»

· «С другой стороны ...»

· «Взглянув на это по-другому...»

· «Вы имеете право на свою точку зрения ...»

Если в Вашей языковой, культурной или возрастной группе употреб­ляются другие слова возражения, воспринимаемые всегда и всеми как «вежливые» и «деликатные», пожалуйста, употребляйте их. Только убеди­тесь, что Вы никого не обидите.

•Не подрывайте диалог. Если идет диалог или поток мыслей, подключайтесь. Участвуйте, до­бавляйте. Но, если у Вас что-то совсем другое, переждите или отправьте в другую зону. Диалог в он-лайн похож на беседу.