Причины церковной реформы
Война со Швецией
Поражения Польши на начальном этапе русско-польской войны позволили Швеции захватить ряд польских городов и создать угрозу западным границам России. В 1656 г. началась русско-шведская война. Русские захватили Дерпт и осадили Ригу, однако взять ее не смогли. Война одновременно с Польшей и Швецией оказалась не по силам России. К тому же верхушка казаков во главе с гетманом И. Выговским переориентировалась на Речь Посполитую и вступила с ней в союз против России. В 1658 г. было подписано русско-шведское перемирие, а в 1661 г. - Кардисский мир, согласно которому Россия отказалась от всех своих приобретений в Прибалтике.
Таким образом, главная внешнеполитическая задача - выход к берегам Балтийского моря - не была разрешена. Россия по-прежнему оставалась отрезанной от морских торговых путей.
На что следует обратить внимание при ответе:
Главными внешнеполитическими целями России в XVII в. оставались возвращение земель, утраченных в ходе Смуты и выход к морю. Добиться выхода к сморю не удалось из-за военной слабости России.
Вступление в крупную войну, как правило, требовало созыва Земского собора, так как было связано с чрезвычайными расходами и возможными волнениями.
Россия вела войны не только за свои утраченные территории, но и за земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, но никогда не принадлежавшие Московскому государству.
Решение Переяславской рады означало, что Украина просит о московском покровительстве, но не о вступлении Украины в состав российского государства.
ТЕМА 28. | РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ |
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.
Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.