Фольклор

Материальная культура

Русские люди XVI в. по-прежнему жили преимущественно в деревянных избах. Как правило, зимняя изба дополнялась летней горницей и соединявшими их сенями. В городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам или богатым купцам.

Господствующая система питания оставалась неизменной. Основу ее составляли щи, каша, хлеб, пареная и печеная репа, рыба, а в скоромные дни - вареное мясо. Обильным и разнообразным был праздничный стол в богатых домах, включавший разнообразные пироги, меды, дорогую осетровую рыбу, привозное вино.

Поверх холщовой или полотняной рубахи русский человек носил узкий зипун длиной выше колен, на него надевал длинный кафтан (ферязь, армяк), а сверху - опашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава, которые собирались в сборки. Богатство шубы являлось признаком высокого социального положения. Овчинные шубы носили лишь бедняки. Купцу или служилому человеку приличествовала кунья шуба, а боярину - соболья и лисья. Царские шубы были подбиты соболями и горностаем. Крыли шубы сукном или шелковыми тканями.

Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал "Домострой", написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Вопреки широко распространенным представлениям, связывающим само это слово с угнетенным положением женщины, "Домострой" старался смягчить нравы, предписывал мужу воздерживаться от жестоких побоев жены, которые в то время были правилом.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в.

Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Только в Новгороде было более 200 мастеров-серебряников. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.

Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

В устном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Таковы песни о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына, о царе Иване и разбойниках. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым. В целом "грозный царь Иван Васильевич" скорее идеализируется, нежели осуждается. Главным же отрицательным героем выглядит, как правило, Малюта Скуратов.

В фольклоре XVI в. нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого. Так, киевские богатыри побеждают воинов Царьграда и Казани. События XVI в. также нашли в народном творчестве причудливое отражение. Так, Ермак оказывается в числе помощников Ивана Грозного при взятии Казани, а оборона Пскова во время Ливонской войны связывается с противостоянием Крыму. Изучая фольклор, нельзя восстановить реальный ход событий, но можно выяснить, какие события оказались самыми важными в исторической памяти народа.