Лекция 10

Диапазон.

Лекция 9. Упражнения 2

Бим-бом-бим-бом-бим-бом

БОМММММММММММММММММ

МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ

А-О-У-Э-Ы-И

Задание:

работайте над каждой гласной в отдельности по формуле:

ГРОМКО-тихо-ГРОМКО
АаА

ОоО

УуУ

ЭэЭ

ЫыЫ

ИиИ

Сила голоса

Задание: Читайте с распевной интонацией, при этом повышая тон звучания своего голоса каждый раз, когда вы переходите к следующему слогу.

2.«Колокол»

Попытайтесь сымитировать звук большого колокола(это будет самый низкий ваш регистр)

Затем маленького колокольчика (это будет высокий регистр)

3.Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели,

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли…

Задание: нужно поднимать на тон голос после каждой строчки, но опускать при этом-после каждого слова. Затем читайте, опускаясь вниз.

 

Дыхание

Еще раз прочитать Мольера (из предыдущей лекции).

Выдох перед строчками: «Этот ящичек…» Далее… на сколько хватит вашего дыхания.

Постановка голоса.

Упражнение 1 . «Маляры»

Цель: Умение постепенно понижать и повышать голос. Владение своим голосом

Представьте, что вы красите рамы окон. Сопровождайте движение руки по вертикали словами: и вниз, и вверх, и вверх, и вниз… и т.д.

Кисти рук не закрепощать! Они свободные -движения легкие, мягкие. Сначала мазки маленькие (только кистью рук), только идут такие же короткие слова: и вниз, и вверх, и вниз, и вверх…

Далее движения становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, голос при этом поднимается выше. Далее рука работает уже от плеча. Широкие мазки и вверх и вниз. Гласная при этом, становится шире, голос поднимается выше и опускается ниже…

Упражнение 2.

Цель:Возможность использования всевозможных градации силы голоса.

Всё ближе, всё громче

Рокочущий шум:

Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!

Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:

Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!

Трепещут враги. Задрожали враги.

Народ наступает. Сдавайся! Беги!

Народного гнева бушующий шквал

Поднялся, обрушился!

Враг злобный пал.

Инструкция:

Прочитать текст.

При усилении несильно повышайте голос. Старайтесь, чтобы при повышении не было больших интервалов.!!! Почему?? Слишком высокие и слишком низкие звуки не слишком пригодны для усиления.

Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове«ПОДНЯЛСЯ».Слово «ОБРУШИЛСЯ»- опустите вниз. При этом голос по- прежнему должен звучать с силой.

Упражнение 3.

Попробуйте произносить звук «уууу» На самой низкой вашей ноте.

Аритмия речи - нарушение внутреннего ритма произносимых слов.
Происходит из-за нервного состояния, беспокойства, фобий.
Пример.
при аритмии слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется.
Для того, чтобы исправить следует приучать себя говорить в ритме.
Первое время можно брать стихи и читать с помощью метронома.


- Логика. Цикл 1
Важно помнить о том, что актер не имеет право говорить монотонно (если только, от него не требует этого его роль).
В нашей обыденной жизни голос, ритм, темп все время меняются в зависимости от наших эмоции, обстоятельств, которые человек испытывает ежесекундно.
В условиях публичного выступления мы должны постоянно об этом помнить.
Каждая фраза должна меняться по тону, ритму, интонации.
Наша живая речь не льется беспрестанно, но имеет свои остановки Т.е. она разделена на такты, где есть разные длительности и паузы.
В работе над текстом важно помнить о том, что каждая мысль выраженная в словах, требует обязательной смены тональности, ритма и темпа.
Пауза
1.Логическая определяется знаками препинания
2.Психологическая-атмосферой и настроением.
Между паузами произносится текст. Каждый раз после паузы меняется тональность и ритм речи. Между двумя логическими паузами нужно произносит текст, по возможности, нераздельно, слитно ,почти как одно слово.
ОТ РАСТАНОВКИ ЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ МОЖЕТ ЗАВИСЕТЬ СУДЬБА И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.
Простить -нельзя сослать в Сибирь.
Простить нельзя - сослать в Сибирь.
Для чего?
Разметка тактов и чтение по ним необходимы т.к. они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы.


- Как разбирать текст по тактам.
Вороне V где-то бог V послал кусочек сыру;
На ель Ворона V взгромоздясьV
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась V, а сыр во рту держала.
На ту беду V Лиса V близехонько бежала;
Разбор.
Что мы делаем?
Расставляем логические паузы.
1. «Вороне»: о ком идет речь.
2. «где-то бог»: каким образом ей случайно удалось получить еду
3. «послал кусочек сыру» :что именно она заполучила и ее отношение к лакомству.
4. «На ель Ворона, взгромоздясь»: где именно она с удобствами расположилась.
5. «Позавтракать было совсем уж собралась» :ее намерение и желание выполнить его.
6. «Да призадумалась» : предвкушая удовольствие, она размечталась
7. «На ту беду Лиса близехонько бежала»: новый кусок -событие, связанное с появлением нового действующего лица.
(см. Куракина «Основы техники речи в трудах Станиславского» )

-Текст №1

Роза (Иван Тургенев)

Последние дни августа… Осень уже наступала.

Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной.

Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потом дождя.

Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад сквозь полураскрытую дверь.

Я знал, что свершалось тогда в её душе; я знал, что после недолгой, хоть и мучительной, борьбы она в этот самый миг отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить.

Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась.

Пробил час…пробил другой; она не возвращалась.

Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой - я в том не сомневался - пошла и она.

Всё потемнело вокруг; ночь уже надвигалась. Но на сыром песку дорожки, ярко алее даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет.

Я наклонился… То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа тому назад я видел эту самую розу на её груди.

Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед её креслом.

Вот и она вернулась наконец - и, лёгкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.

Её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.

Она увидела розу, схватила её, взглянула на её измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня - и глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами.

- О чём вы плачете? - спросил я.

- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.

Тут я вздумал выказать глубокомыслие.

- Ваши слёзы смоют эту грязь, - промолвил я с значительным выражением.

- Слёзы не моют, слёзы жгут, - ответила она и, обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.

- Огонь сожжёт ещё лучше слёз, - воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо.

Я понял, что и она была сожжена.