О РИМСКИХ КОМИЦИЯХ

У нас нет никаких вполне достоверных памятников первых времен Рима.Весьма вероятно даже, что большая часть того, что о них рассказывают - этобасни*; и вообще нам как раз больше всего не хватает именно той наиболеепоучительной части летописей народов, которая представляет собою историю ихстановления. Опыт каждодневно учит нас, по каким причинам возникаютперевороты в Государствах, но так как никакой народ больше не образуется,то, дабы объяснить, как образовались народы, нам остается только строитьдогадки. __________ * Имя - "Рома", которое, как утверждают, происходит от "Ромул", - этослово греческое и означает сила, имя "Нума" - тоже греческое и означаетзакон. Вероятно ли, что оба первых царя этого города уже наперед носилиимена, столь соответствующие тому, что они совершили? Обычаи, которые мы находим уже установившимися, свидетельствуют, поменьшей мере, о том, что они имели некогда свое начало. Из традиций,восходящих к этому началу, те, что поддерживаются самыми крупнымиавторитетами и подкрепляются наиболее вескими основаниями, должны считатьсянаиболее достоверными. Вот положения, которых стремился я держаться, когдаисследовал, как самый свободный и самый могущественный народ на землеосуществлял свою верховную власть. После основания Рима, зарождающаяся Республика, т. е. армия основателя,состоявшая из альбанов, сабинов и чужеземцев, была разделена на три класса,которые, по этому делению, приняли название триб (175). Каждая из этих триббыла подразделена на десять курий, а каждая курия на декурии, во главекоторых были поставлены предводители, называвшиеся курионами и декурионами. Кроме того, из каждой трибы выделили по отряду из ста верховных иливсадников, который назывался центурией, из чего видно, что этиподразделения, почти бесполезные в городе, были сначала чисто военными. Нокак бы предчувствие грядущего величия заставило маленький город Рим ужетогда дать себе внутреннее управление, приличествующее столице мира. Из этого первого разделения вскоре возникло затруднение: дело в том,что тогда как трибы альбанов* и сабинов** оставались постоянно в одном и томже состоянии, триба пришельцев*** беспрестанно увеличивалась в результатепостоянного притока этих последних; и она не замедлила обогнать обе другие.Средство, которое нашел Сервий (174), чтобы устранить этот опасныйнепорядок, состояло в том, чтобы изменить разделение; и разделение поплеменам, которое он уничтожил, заменить другим - по тем местам города,которые занимала каждая триба. Вместо трех триб он создал четыре, из которыхкаждая занимала один из холмов Рима и носила его имя. Таким образом,исправляя неравенство в настоящем, он предупреждал его и на будущее; и чтобыэто разделение касалось не только мест, но и людей, он запретил жителямодного квартала переходить в другой: это предотвратило смешение племен. ________ *Ramnenses. **Tatienses. *** Luceres. Он удвоил также три уже существовавшие центурии всадников и добавил кним двенадцать новых, но, все же, под старыми названиями, - способ простой исправедливый: так он окончательно отделил корпорацию всадников от массынарода, не вызвав недовольства этого последнего. К этим четырем городским трибам Сервий добавил пятнадцать других,названных им сельскими трибами, потому что они были составлены из жителейдеревни, разделенных на такое же число округов. Впоследствии было образованостолько же новых, и вот римский народ оказался разделенным на тридцать пятьтриб, - число, оставшееся неизменным до конца Республики. Это разграничение триб города и триб деревни имели следствие, котороедостойно быть отмеченным, потому что вообще нет другого такого примера ипотому что Рим обязан ему и сохранением своих нравов, и ростом своихвладений. Можно было бы полагать, что городские трибы вскоре присвоят себе властьи почести и не замедлят унизить трибы сельские: оказалось совсем наоборот.Известна склонность первых римлян к сельской жизни. Эту склонность внушил иммудрый наставник, который соединил свободу с трудами сельскими и ратными и,так сказать, выдворил из деревни в город искусства, ремесла, интриги,богатство и порабощение. И так как все, кто в Риме выделялся, обитали за городом и занималисьземледелием, то уже привыкли искать лишь там главную опору Республики. Этотобраз жизни, которому следовали достойнейшие из патрициев, высоко почиталсявсеми; простую и трудовую жизнь сельских жителей предпочитали праздной ирассеянной жизни горожан Рима; и тот, кто, обрабатывая землю, становилсяуважаемым гражданином, был бы лишь несчастным пролетарием в городе. Не безпричины, говорил Варрон (175), наши великодушные предки создали в деревнепитомник тех крепких и доблестных мужей, что защищали их в период войны икормили в период мира. Плиний определенно говорит (176), Что сельские трибы,благодаря своему составу, пользовались особым почетом, а в городские трибыиз сельских переводили тех презренных, которых хотели унизить. Сабин АппийКлавдий (177), прибыв в Рим, чтобы там поселиться, был осыпан почестями изаписан в сельскую трибу, которая впоследствии приняла имя его семьи.Наконец, вольноотпущенники входили все в городские трибы, и никогда - вдеревенские, и за все время существования Республики не было ни одногопримера, чтобы кто-либо из этих вольноотпущенников достиг какой-либомагистратуры, даже став гражданином. Это был превосходный принцип, но в применении его вошли так далеко, чтоэто в конце концов привело к переменам и, конечно, к злоупотреблениям вовнутреннем управлении. Во-первых, Цензоры, давно уже присвоившие себе, совершенно произвольно,право переводить граждан из одной трибы в другую, позволили большинствузаписываться в любую из них; это, конечно, не могло привести ни к чемухорошему и отнимало у цензуры одно из важных средств воздействия. Болеетого, поскольку знатные и могущественные все записывались в сельские трибы,а вольноотпущенники, ставшие гражданами, оставались вместе с чернью вгородских, то трибы вообще не имели теперь ни места, ни территории; но всеони настолько смешались, что членов каждой можно было отличать только поспискам, так что понятие, выражаемое словом триба, перестало быть связано сопределенной территорией и оказалось связанным с личностями или даже почтиутратило всякое содержание. Случалось также, что трибы города, будучи ближе к власти и частооказываясь более сильными в Комициях, продавали Государство тем, кто негнушался покупать голоса черни, которая заполняла собой эти трибы. Что до курий, то поскольку первый законодатель создал их по десяти вкаждой трибе, то весь народ римский, тогда живший внутри стен города,оказался состоящим из тридцати курий, из которых каждая имела свои храмы,своих богов, своих чиновников, своих жрецов и свои празднества, называвшиесякомпиталиями (178) и напоминавшие тепаганалии (179), которые впоследствиипоявились в сельских трибах. Так как при новом разделении Сервия это число, тридцать, не делилосьпоровну между установленными им четырьмя трибами, то он решил оставить этоделение нетронутым; и курии, независимые от триб, сделались новымподразделением жителей Рима. Но о куриях не было и речи ни среди сельскихтриб, ни среди входившего в их состав населения, потому что раз трибы сталичисто гражданскими установлениями и поскольку был введен другой порядок длянабора войск, то военные подразделения Ромула оказались излишними. Такимобразом, хотя каждый гражданин и был записан в какую-нибудь трибу, далеко некаждый гражданин был записан в какую-нибудь курию. Сервий произвел еще и третье разделение, которое не имело никакогоотношения к обоим предыдущим, а стало по своим результатам самым важным извсех. Он разделил весь римский народ на шесть классов, различавшихся не поместу проживания и не по людям, но по имуществу: так что в первые классыпопали богатые, в последние бедные, а в средние - люди со средним достатком.Эти шесть классов состояли из ста девяноста трех подразделений, называемыхцентуриями, и эти подразделения распределялись так, что в один первый классих входило более половины, а последний составляла всего одна. Таким образом,оказалось, что класс, наименее многочисленный по числу людей, включалнаибольшее число центурий, а последний класс целиком считался только однимподразделением, хотя в него входило более половины жителей Рима. Чтобы народу было труднее проникнуть в суть последствий этогопоследнего передела, Сервий старался придать ему вид военной реформы; онвключил во второй класс две центурии оружейников и две центурии орудий войны(180) - в четвертый. В каждом классе, за исключением последнего, он отделилмолодых от старых, т. е. тех, кого возраст освобождал от этого по законам, -различие, которое больше, чем различие имущественное, приводило кнеобходимости часто повторять перепись или пересчет. Наконец он пожелал,чтобы народные собрания проходили на Марсовом поле и чтобы все те, кто повозрасту подлежали военной службе, приходили туда со своим оружием. В последнем же классе он не провел такого разделения на молодых истарых; причина была в том, что чернь, из которой этот класс состоял, вообщене удостаивалась чести носить оружие для защиты отечества; надо было иметьдомашний очаг, чтобы получить право его защищать. И в тех бесчисленныхтолпах наемных негодяев, которыми блещут ныне армии королей, нет, вероятно,ни одного, кто не был бы с презрением изгнан из римской когорты в тевремена, когда солдаты были защитниками свободы. В этом последнем классе отличали, впрочем, еще пролетариев от тех, когоназывали capite censi*. Первые, не совсем еще низведенные до ничтожества,давали по крайней мере Государству граждан, иногда даже солдат при крайнейнеобходимости. Что касается до тех, которые ровно ничего не имели и которыхможно было пересчитать только по головам, то их вообще сбрасывали со счетов,и Марий был первым, кто удостоил набирать их в солдаты. __________ * Вносимые в ценз без имущества (лат. ). Не решая здесь, было ли это третье разделение хорошо или дурно само посебе, я могу, мне кажется, утверждать, что только простые нравы первыхримлян, их бескорыстие, их любовь к земледелию, их презрение к торговле ипогоне за наживой могли сделать его осуществимым. Где найдется такой народ вновые времена, у которого всепоглощающая жадность, дух беспокойства,интриги, постоянные перемещения, вечные перемены в имущественном положениипозволили бы подобному устроению продержаться в течение двадцати лет, неперевернув все Государство? Надо еще отметить, что нравы и цензура, болеесильные, чем это устроение, исправили многие его недостатки в Риме, и чтоиной богач оказывался выдворенным в класс бедных за то, что слишкомвыставлял напоказ свое богатство. Из всего этого легко можно понять, почему почти всегда упоминаются лишьпять классов, хотя в действительности их было шесть. Шестой, не поставлявшийни солдат в армию, ни голосующих на Марсовом поле*, и почти ни на чтонепригодный при Республике, редко принимался в расчет. ___________ * Я говорю на Марсовом, поле потому, что там именно и собиралисьКомиции по центуриям. При двух других формах народ собирался на форуме или вином месте, и тогда у capite censi было столько же влияния и власти, сколькоу первых граждан. Таковы были различные разделения римского народа. Посмотрим теперь, ккакому результату это приводило в собраниях. Эти собрания, законносозываемые, назывались Комициями; они происходили обычно на римском форумеили на Марсовом поле и разделялись на Комиции по куриям, Комиции поцентуриям и Комиции по трибам, сообразно той из этих трех форм, по которойони созывались. Комиции по куриям были учреждены Ромулом, по центуриямСервием, по трибам - народными Трибунами. Ни один закон не принимался, ниодин магистрат не избирался иначе, как в Комициях; и так как не было ниодного гражданина, который не был бы записан в одну из курий, одну изцентурий или одну из триб, то отсюда следует, что ни один гражданин не быллишен права голоса и что народ римский был по настоящему сувереном июридически, и фактически. Чтобы Комиции считались созванными законно и чтобы то, что тамделалось, имело силу закона, необходимы были три условия: первое - чтобыкорпорация или магистрат, которые их созывали, были для того облеченынадлежащей властью; второе - чтобы собрание происходило в один из дней,дозволенных законом; третье - чтобы предзнаменования были благоприятны. На чем основано первое правило, не требуется объяснять второе - этовопрос порядка: так, не дозволялось собирать Комиции в праздничные ибазарные дни, когда деревенский люд, прибывавший в Рим по своим делам, неимел времени, чтобы провести день на форуме. Посредством третьего условияСенат держал в узде гордый и неспокойный народ и кстати умерял пыл мятежныхтрибунов. Эти последние, однако, находили не одно средство освобождаться оттакого рода стеснений. Обсуждению на Комициях подлежали не только законы ивыборы правителей. Так как римский народ присвоил себе самые важные функцииПравления, то можно сказать, что судьба Европы решалась на его собраниях.Это разнообразие вопросов порождало и различные формы этих собраний, смотряпо тому, о чем надлежало принять решение. Чтобы судить об этих различныхформах, достаточно их сравнить. Ромул, учреждая курии, имел в видусдерживать Сенат с помощью народа и народ с помощью Сената, господствуя вравной мере над обоими. Посредством этой формы он дал народу преобладание вчисленности, чтобы уравновесить этим то преобладание в могуществе ибогатстве, которое он оставил за патрициями. Но, сообразно с духом монархии,он предоставил все-таки больше преимуществ патрициям, которые через своихклиентов могли влиять на распределение голосов. Это удивительноеустановление патронов и клиентов было шедевром политики и человеческойприроды; без него патрициат, столь противный духу Республики, не мог бысуществовать. Риму одному принадлежала честь дать миру этот прекрасныйпример, который никогда не приводил к злоупотреблениям, причем ему все женикогда не следовали. Так как именно эта форма курий существовала при царяхдо Сервия и так как царствование последнего Тарквиния (181) вообще несчиталось законным, то царские законы, в отличие от всех других, сталиобозначаться как leges curiatae*. При Республике курии, все так жеограничиваясь четырьмя городскими трибами и заключая в себе уже одну Лишьримскую чернь, не могли удовлетворить ни Сенат, стоящий во главе патрициев,ни Трибунов, которые, несмотря на то, что были плебеями, стояли во главесостоятельных граждан. Поэтому курии потеряли всякое значение; падение ихбыло таково, что тридцать ликторов, собравшись вместе, делали то, что должныбыли делать Комиции по куриям. _________ * Законы, принятые куриями ( лат. ). Разделение по центуриям было столь благоприятно для аристократии, чтоне сразу поймешь, почему Сенат не брал постоянно верх в Комициях, которыеносили это название, и посредством которых избирались Консулы, Цензоры идругие курильные магистраты (182). В самом деле, из ста девяноста трехцентурий, которые составляли все шесть классов народа Рима, в первый входилодевяносто восемь, а так как голоса считались только по центуриям, то одинпервый класс имел перевес по числу голосов над всеми остальными. Когда всеэти центурии приходили к соглашению, то уже прекращали сбор голосов; то, чторешало меньшинство, выдавалось за решение большинства, и можно сказать, чтов Комициях по центуриям дела решались скорее в зависимости от того, у когобыло больше денег, чем от того, кто собрал больше голосов. Но эта безмерная власть умерялась двумя средствами. Во-первых,поскольку в классе богатых состояли, обычно, Трибуны и, всегда, - большоечисло плебеев, то они уравновешивали влияние патрициев в этом первом классе. Второе средство состояло вот в чем: вместо того, чтобы приводитьцентурии к голосованию в соответствии с тем, в какой они входили класс, чтовынуждало бы всегда начинать с первой, выбирали одну из них по жребию, итолько эта одна* участвовала в выборах, после чего все центурии, созываемыена другой день, уже по их положению в общем порядке центурий, сновапроводили выборы, и они обычно только подтверждали решение, вынесенноенакануне. Так, право подавать пример, определявшееся положением центуриисреди других центурий, отдавалось теперь жребию, согласно принципамдемократии. __________ * Эта центурия, избиравшаяся по жребию, называлась prerogativa (от prae- пред, спереди и rogo - спрашивать (лат.)), потому что она была первой, укоторой отбирали голоса; и отсюда-то и произошло слово прерогатива. Из этого обычая проистекало еще одно преимущество, - то, что гражданедеревни имели время между двумя ступенями выборов справиться о достоинствахнеокончательно избранного кандидата, так чтобы подавать свои голоса сознанием дела. Но якобы для ускорения дела, в конце концов добились отменыэтого обычая, - и те и другие выборы стали проводиться в тот же день. Комиции по трибам были собственно Советом римского народа. Онисозывались только Трибунами; здесь избирались Трибуны и здесь же проходилипроводимые ими плебисциты. Сенат не только не имел здесь никакого влияния,он даже не имел права здесь присутствовать; и, принужденные повиноватьсязаконам, в голосовании которых они не могли принять участия, сенаторы в этомотношении были менее свободны, чем самые последние из граждан. Этанесправедливость понималась совершенно неправильно, а ее одной былодостаточно, чтобы сделать недействительными декреты такого целого, кудаимели доступ не все его члены. Если бы даже все патриции и присутствовали наэтих Комициях по праву, которое они на это имели в качестве граждан, то,обратившись тогда в простых частных лиц, они почти не влияли бы на исходтакого рода голосования, которое осуществляется путем поголовного подсчетаголосов, и где самый ничтожный пролетарий имеет столько же значения, как иПервый Сенатор. Таким образом мы видим, что эти различные распределения не толькосоздавали порядок при подсчете голосов столь многочисленного народа, но,кроме того, они никак не сводились к формам, безразличным сами по себе,каждая давала свои результаты, соответствующие тем целям, которые изаставили предпочесть эту форму всем другим. Даже если не входить насчет этого в дальнейшие подробности, изпредыдущих разъяснений вытекает, что Комициипо трибам были наиболееблагоприятны для народного правления, а Комиции по центуриям - дляаристократии. Что до Комиции по куриям, где одна только римская черньсоставляла большинство, то, поскольку они годились лишь для того, чтобысоздавать благоприятные условия для тирании и дурных замыслов, они должныбыли потерять всякую славу, потому что даже мятежники воздерживались оттакого средства, которое слишком явно раскрывало их планы. Несомненно, чтовсе величие римского народа воплощалось в Комициях по центуриям, которыеодни только были полными, тогда как в Комициях по куриям не хватало сельскихтриб, а в Комициях по трибам - Сената и патрициев. Что до способа подсчета голосов, то у первых римлян он был столь жепрост, как и их нравы, хотя и не до такой степени, как в Спарте. Каждыйподавал свой голос вслух, писец по очереди их записывал; большинство голосовв каждой трибе определяло результат голосования трибы; большинство голосовсреди триб определяло результат голосования народа; и так же в куриях ицентуриях. Этот обычай был хорош, пока честность царила между гражданами икогда каждый стыдился подавать публично голос за несправедливое мнение илиза недостойного кандидата. Но, когда народ развратился и когда голоса сталипокупать, уже потребовалась тайная подача голосов, чтобы недовериемсдерживать покупщиков и чтобы оставить плутам возможность не бытьизменниками. Я знаю, что Цицерон порицает эту перемену и видит в ней одну из причинпадения Республики. Но хотя я и понимаю, какой вес должно иметь в данномслучае авторитетное мнение Цицерона (183), я не могу с ним согласиться: ядумаю, напротив, что гибель Государства ускорили тем, что не совершалидостаточно часто изменений подобного рода. Как пища людей здоровых негодится для больных, так же не следует желать управлять испорченным народомпосредством тех же законов, которые подходят для народа здорового. Ничто недоказывает этого правила лучше, чем долговечность Венецианской Республики,некоторое подобие которой существует еще и сейчас единственно потому, что еезаконы годятся лишь для недобрых людей. Гражданам, таким образом, стали раздавать таблички, с помощью которыхкаждый мог голосовать так, чтобы неизвестно было, каково его мнение.Установили также новые формальности при собрании табличек, подсчете голосов,сравнении чисел и так далее, что не помешало часто подозреватьдобросовестность чиновников, на коих были возложены эти обязанности*.Наконец, чтобы предотвратить частные сделки и куплю-продажу голосов,издавали особые эдикты, самая многочисленность которых свидетельствует о ихбесполезности. _________ *Custodes, Diribitores, Rogatores suffragiorum (наблюдатели, раздатчикитабличек, собиратели голосов (лат.)). В последние времена Республики часто приходилось прибегать кчрезвычайным средствам, чтобы восполнить неудовлетворенность законов. Топредвещали чудеса; но это средство, которое могло воздействовать на народ,не действовало на тех, которые им управляли; то спешно созывали собраниепрежде, чем кандидаты могли успеть заключить свои сделки; то все собраниепосвящали речам, когда видели, что народ обманут и готов принять дурноерешение. Но, в конце концов, честолюбие успешно обходило все препятствия; ивот что представляется почти невероятным - среди стольких злоупотреблений,этот огромный народ, следуя старинным правилам, не переставал выбиратьмагистратов, проводить законы, разбирать тяжбы, отправлять дела частные иобщественные почти с такою же легкостью, с какою это мог бы делать самСенат. Глава V