Персонификация общественно-исторических событий.

Возникновение ложных стереотипов.

У учащихся специальной (коррекционной) школы часто на­блюдается восполнение исторических знаний образами из со­временной жизни, в результате чего в их ответах причудливо 1 переплетаются черты близкого детям настоящего и неизвестного им, далекого прошлого. Так, говоря о Гражданской войне 1918—1920 гг., школьники употребляют вместо слова «котом­ки» более близкое и понятное им слово «рюкзак». Возникновние ложных стереотипов объясняется недостатками зрителыи восприятий, с одной стороны, и чрезвычайной легкостью и бес­контрольностью возникновения у учащихся с нарушением интел­лекта ассоциаций, с другой стороны, поэтому для ответов уча­щихся на уроках истории характерны такие высказывания, как:

— Дань Киевский князь увозил по Днепру на пароходах.

— Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской одернул гимнастерку и крикнул: «Все за мной!»

— Во время Гражданской войны Ленин вывесил плакат: «Все для фронта, все для победы!»

Зная склонность учащихся специальной (коррекционной)] школы к «модернизации» исторического прошлого, учитель должен быть очень внимателен к их ответам и исправлять сразу же все неправильные слова и выражения, употребленные детьми.

Кроме этого, для предупреждения ложных стереотипов следует шире опираться на наглядность, а также добиваться от учащихся отчетливой характеристики каждого изучаемого события или явления путем неоднократного возвращения к содержанию уже изученного материала через организацию как текущего, так и обобщающего повторения.

Для учащихся с нарушением интеллекта характерна ка-I тегоричность оценок изучаемых ими событий, явлений, у них ' наблюдается стремление воплотить все события и явления в конкретные действия отдельных исторических лиц. При­ведем характерные ответы учащихся специальной (коррек­ционной) школы на уроках истории:

— Петр I построил Петербург.

— Дмитрий Донской победил на Куликовом поле.

— Ленин прогнал царя, он дал крестьянам землю.

— Чапаев разбил белых.

Учителю прежде всего надо четко разъяснять учащимся [ заслуги отдельных исторических личностей, с которыми им приходится сталкиваться при ознакомлении с историческим материалом, связывать деятельность отдельной личности с интересами класса, общества; показать роль народных масс в том или ином историческом событии. Например, при изу­чении темы «Отечественная война 1812 года», необходимо показать не только выдающуюся роль М.И. Кутузова в побе­де над врагом, но также показать вклад в разгром наполео­новской армии русских генералов, солдат, всего русского на­рода, участвовавшего в освобождении России.

Связывая в своем рассказе внешний облик исторического деятеля с тем, за что он борется, как он сам к этому относит-<-я, как к нему относятся люди, мы помогаем формированию у учащихся с нарушением интеллекта чувств (долг, совесть, любовь к Родине) и одновременно учим их правильно оцени­вать уроки прошлого.