Обобщение единичных фактов.

Односторонний подход к оценке исторических событий, явлений, исторических деятелей.

Детям, обучающимся в специальной (коррекционной) школе, свойственно размежевание доброго и злого, хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Отсюда — разделение на «наших» и «не наших», «своих» и «чужих», «красных» и «белых», «советских» и «фашистских». Поэто­му учитель в ходе работы над историческим материалом дол­жен обязательно разъяснять учащимся суть того или иного сложного события, явления, давать подробную характери­стику героя. Так, при знакомстве с личностью Петра I надо сразу же показать на конкретных примерах отношение его к народу и к дворянам. Выделить положительное и отрица­тельное в его поступках, действиях, характере. В противном случае у учащихся сложится только однозначное мнение о Петре I: или как о хорошем царе, или как о плохом.

Другой пример: знакомя учащихся специальной (коррекци­онной) школы с событиями Гражданской войны, необходимо рассказывать не только о героических сражениях Красной Ар­мии и ее полководцах, но и показывать мужество и героизм участников Белой гвардии; объяснять учащимся, что Граждан­ская война — величайшая трагедия для страны и всего наро­да, это голод, разруха, нищета, потеря близких, а не только выдающиеся победы какой-то одной из воюющих сторон.

При овладении историческими знаниями учащиеся с нару­шением интеллекта могут доводить единичный случай до уров­ня широкого обобщения. Объясняется это не только конкрет­ностью мышления учащихся, но и особенностью программы по истории для специальной (коррекционной) школы. Элемен­тарный характер курса истории, недостаточное количество фактического материала для верных выводов и обобщений при­водят к подробного рода ошибкам. Так, на вопрос учителя: 1 «Почему Ломоносов не мог в детстве посещать школу? » ученик 1 отвечает: «Ему мешала мачеха». Таким образом, большая социальная проблема (недоступность образования для крестьян) была подменена чисто случайными узкосемейными отноше­ниями. Недружелюбие мачехи к Ломоносову было учащимся понятнее, чем вопрос о положении крестьян и их бесправии в царской России [3. С. 16]. Поэтому при ознакомлении с историческим материалом необходимо постоянно помогать детям делать обобщения как на основе одного исторического события, так и ряда событий. Надо показать причины возникновения со­бытия, дать ему оценку, выяснить историческое значение, влияние на последующую историю Родины. Большую роль в обобщении исторического материала играют повторно-обоб­щающие уроки, на которых учащиеся коллективно подводят 1 итоги событий, находят выводы в текстах рассказов, записы-1 вают сделанные выводы в тетради.