Часть I. Начало

Часть IV. Взрослость

Часть III. Подростковый возраст

Часть II. Детство

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60

Глава 3. Наследственность и среда ..................................103

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...................157

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

развитие .....•.................................................214

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие .... 274

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте . . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте . 522

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719

1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759

Глава 19. Смерть и умирание .......................................793

Глоссарий ....................................................... 819

Список литературы................................................846

Алфавитный указатель.............................................928

Оглавление

Предисловие к русскому изданию ....................................10

Предисловие ...................................................... 12

Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16

Предварительный обзор ..........................................16

Ключевые проблемы изучения развития человека ....................18

Историческое и современное видение развития человека ..............24

Изучение развития человека: описательные подходы..................34

Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45

Этика научного исследования .....................................51

Краткое содержание главы........................................57

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60

Предварительный обзор ..........................................60

Дополнительные вопросы о развитии...............................62

Психодинамические подходы......................................63

Бихевиоризм и теории научения...................................74

Когнитивные подходы............................................82

Биологические подходы ..........................................88

Системные подходы..............................................94

Теории в ретроспективе ..........................................99

Краткое содержание главы........................................99

Глава 3. Наследственность и среда.............................103

Предварительный обзор .........................................103

Молекулярная генетика .........................................104

Гены, хромосомы и деление клеток................................112

Генетические и хромосомные нарушения...........................118

Новые направления генетических исследований и методов лечения .... 127

Генетика поведения.............................................130

Влияния среды и различных контекстов ...........................134

Процессы, происходящие в рамках микросистемы ...................135

Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143

Краткое содержание главы.......................................153

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...............157

Предварительный обзор .........................................157

Пренатальный рост и развитие ...................................159

Влияние среды на пренатальное развитие ..........................169

Роды .........................................................186

Оглавление 7

Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска .... 199

Развивающаяся семья ...........................................203

Краткое содержание главы.......................................209