Затрудненность осмысления исторических знаний.

Смещение представлений.

Следует обратить внимание и на часто встречающееся при изучении истории в специальной (коррекционной) школе смещение представлений, выражающееся в произвольном пе­реносе лиц, событий, явлений в пространстве и времени. Учащиеся с нарушением интеллекта не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, в ре­зультате чего у них наблюдаются нелепые перестановки, на­пример, такие как:

— Кутузов освобождал Родину от татарского ига.

— Чапаев воевал против фашистов.

— Борцами против крепостного права были Ленин, ра­бочие, большевики.

Поэтому на каждом уроке учащиеся четко должны пред­ставить себе место и время действия, внешний вид людей, предметы их быта, вооружение и т. д.

Учащихся специальной (коррекционной) школы, как пра­вило, затрудняет установление связей между исторически­ми событиями, в результате чего они дают характеристику событий и явлений только по внешним признакам. Поэтому на уроках истории чаще следует вводить сюжетные оценки в повествовательный рассказ, давать яркие характеристики исторических деятелей, привлекать разнообразные средст­ва наглядности и т. д.

При этом учителю необходимо, во-первых, строго следить за планом рассказа, беседы, разбора картины. Например, по учебной картине «Сбор дани» может быть предложена сле­дующая последовательность работы:

• Выделяются две различные группы людей (их одежда, вооружение, позы, выражение лиц).

• Выясняются отношения между этими группами.

• Перечисляются и показываются те предметы, которые отдают деревенские жители князю и его воинам.

• Читается подпись под иллюстрацией.

• Выборочно читаются несколько абзацев учебника, где го­ворится о появлении богатых и бедных.

Во-вторых, при закреплении нового материала учащиеся сначала пересказывают только с опорой на наглядные сред­ства и план, данный учителем или составленный учащимися коллективно. В этом случае может быть предложена следую­щая последовательность в работе:

• Пересказ учащихся по вопросам учителя, причем вопро­сы по объему должны быть мелкими.

• Пересказ по более крупным по объему вопросам учителя.

• Пересказ с помощью наглядности и плана в виде вопросов.

• Самостоятельный пересказ по плану.

В-третьих, надо добиваться, чтобы учащиеся в своих от­ветах использовали понятия как из числа вновь изученных, так и тех, которые изучались ранее. При обучении истории в специальной (коррекционной) школе учителю приходится для сообщения знаний учащимся пользоваться понятиями, которым можно найти зрительное соответствие (Кремль, князь, дружина), и такими, которые обозначают не предметы или действия, а отношения и поэтому не могут быть нагляд­но показаны детям (монголо-татарское иго, царская власть, революционный подъем). В силу специфики мышления (его предельной конкретности), в силу конкретности мышления учащихся с нарушением интеллекта и слабой регуляции речи у них затруднено понимание и усвоение понятий любой сте­пени общности, что, в свою очередь, приводит к затруднени­ям в осмыслении полученных ими исторических знаний. Это выражается в речи учащихся, в их ответах часто встречают­ся нелепости типа: «Крестьяне жили бедно, освещали избы луной» вместо «лучиной». Поэтому на уроках истории не^ обходимо шире использовать запись слов на доске или на карточках (по теме урока): словарные карточки в сочетании с предметными картинками; словарные карточки и сюжет­ные картинки, изображающие) действия людей (например, картина «Сбор дани» используется для объяснения понятий «дань», «полюдье»); словарные карточки и несколько кар­тин или иллюстраций (примером может служить работа над понятием «революция», где учитель привлекает такие кар­тины как «Приезд Ленина», «Вооруженные рабочие и сол­даты у Смольного», «Взятие Зимнего»).

Учащихся следует постоянно привлекать к исправлению допущенных ими неточностей и ошибок, используя для это­го вопросы и задания, помогающие правильно ответить.

Необходимо помнить о том, что осмысление исторических знаний идет более успешно при выполнении учащимися раз­ных видов умственной деятельности, например при сравнении событий и явлений, описание исторических лиц, нахождение дат по событию. Например, говоря о борьбе с Наполеоном, вспо­минаем, что раньше боролись с захватчиками — монголо-татарами. Отечественная война 1812 года тоже борьба с захватчиками.

Для осмысления исторических знаний следует чаще да­вать учащимся практические задания (нарисовать картин­ку, склеить макет и т. д.), что вызывает необходимость не только сделать что-то, но и объяснить, к каким событиям от­носится сделанная вещь или нарисованная картинка. Напри­мер, учащиеся 7—8 классов, показывая выставку работ из дерева, пластилина, картона, бумаги, объясняли: «Такими мечами воевали русские, а саблями татары, когда было та­тарское иго», «Это у нас Куликовская битва, которая была в 1380 году, и победили русские».