Организация диалога в САПР.

Диалоговые языки.

  1. Диалоговые языки предназначены для обеспечения диалогового режима функционирования САПР. Диалоговый язык объединяет в себе средства входного, выходного и сопровождения, служит для оперативного обмена информацией между человеком и ЭВМ.
  2. Различают пассивные и активные диалоговые языки, которые используют для организации, соответственно, пассивного и активного диалоговых режимов.
  3. В пассивном диалоговом режиме инициатива диалога принадлежит ЭВМ. В заранее определенных точках выполнения программы предусматривается возможность прерывания вычислительного процесса и обращения системы к пользователю.

Сообщения системы строятся таким образом, что от пользователя требуются ответы типа «да» или «нет» или выбор ответа из данного меню. (Примеры из AUTOCАD).

Поэтому язык пользователя оказывается очень простым – он состоит из действий означающих «да», «нет» или подтверждение или выбор из множества вариантов ответа.

Для использования пассивных языков практически не требуется какой-либо подготовки в области лингвистического обеспечения САПР.

  1. Типы обращения ЭВМ к пользователю.

Различают следующие виды (типы) обращений:

- запрос;

- информационное сообщение;

- подсказка;

Запрос предусмотрен в двух случаях:

· когда от пользователя требуются исходные данные;

· когда требуется выполнить выбор из множества возможных предложений проектирования.

При запросе варианта пользователю обычно предлагается «меню».

Во многих системах предусмотрен т.н. выбор «по умолчанию», т.е. автоматический выбор некоторого основного или текущего варианта, когда, например, пользователь затрудняется дать определенный ответ.

Информационное сообщение используется для передачи пользователю промежуточных и окончательных результатов решения, а также сведений о состоянии его задания. На эти сообщения не требуются реакции пользователя.

Подсказка – применяется в тех случаях, когда действия пользователя ошибочны, например, при грамматических ошибках пользователя или при выборе вариантов из «меню» и т. п.

1. Диалоговое взаимодействие (диалог) представляет собой регламентированный обмен информацией между человеком и вычислительной машиной, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение задачи.

Инициатором диалога является человек, который выбирает цель и в какой-то мере может влиять на способы ее достижения.

  1. Разделение функций между человеком и ЭВМ состоит в следующим:

- человек ставит задачу;

- система представляет средства для решения подзадач;

- производится совместное решение подзадач; окончательное объединение результатов;

- принятие проектных решений остается за человеком;

  1. Понятие диалоговой системы (ДС).

Комплекс средств автоматизации в САПР является партнером человека по диалогу и представлен в виде диалоговой системы.

Диалоговой системой (подсистемой) называют систему (подсистему), которая обеспечивает функционирование в режиме диалога.

Д.С. могут быть однопользовательскими многопользовательскими с коллективным доступом пользователей к ресурсам системы.

Технической базой диалоговой системы могут быть:

- локальные и удаленные терминалы в составе центрального вычислительного комплекса;

- АРМ;

- локальная сеть АРМ;

- сеть ЭВМ, включающая ЦВК, АРМ;

  1. Понятие сообщения.

Обмен информацией между партнерами диалога осуществляется посредством передачи сообщений и управляющих сигналов.

В состав сообщения входит информация следующего вида:

- пояснения;

- предупреждения;

- обучения;

- указания т.д.

Среди множества диалоговых сообщений различают входные и выходные.

Входные сообщения порождаются человеком с помощью средств вода.

Выходные сообщения формируются системой на экране терминала в виде текста или изображения.