ЗАМКНУТОСТЬ СИСТЕМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ

Внедрение системного научного подхода в комплексной санитарно-гигиенической оценке влияния окружающей среды на здоровье населения для принятия управленческих решений и разработки комплексных терри­ториальных программ

Разработка на территориях динамично изменяющихся научных моделей и показателей социально-гигиенического мониторинга

ТУ Роспотребнадзора по Омской области разработана «Концепту­альная модель региональной системы СГМ для управления здоровьем сельского населения в меняющейся социально-экономической ситуа­ции». По материалам мониторинга установлено влияние сезонного фактора на уровень смертности от внешних причин.

ТУ Роспотребнадзора по Тульской области научно обоснована оценка канцерогенного и неканцерогенного риска при пероральной экспозиции химических токсикантов, определен неканцерогенный 106 •» Глава VII -у- Информационные технологии мониторинга...

риск при хроническом и остром воздействии поллютантов в атмо­сферном воздухе городов.

Научно обоснован перечень показателей инвалидности детей для СГМ (Омская медицинская академия, ФГУЗ «ФЦГиЭ Роспотребнад-зора», ТУ Роспотребнадзора по Омской области).

ФГУЗ «ЦГиЭ в г. Санкт-Петербурге» разработан мониторинг обра­щения потенциально опасных химических веществ, отходов и их пере­возок в составе опасных грузов на территории Северо-Западного федерального округа.

Введено в действие «Положение по ведению радиационно-гиги-енического мониторинга на территории Брянской области», разрабо­танное ТУ Роспотребнадзора по Брянской области.

ФГУЗ «ЦГиЭ в Удмуртской Республике» на основании осуществле­ния в зоне защитных мероприятий СГМ объектов хранения химиче­ского оружия впервые ввел гигиенические оценки состояния объек­тов водоснабжения, предприятий пищевой промышленности и дет­ских образовательных учреждений, расположенных в указанной зоне. Научно обоснован и внедрен эпидемиологический мониторинг острых отравлений химической этиологии с учетом сведений много­летней базы данных по Алтайскому краю, содержащей 42459 случаев, что позволяет оценить токсикологическую ситуацию в администра­тивно-территориальных образованиях (ТУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю).

ТУ Роспотребнадзора по Новгородской области проведена оценка степени санитарно-эпидемиологического благополучия населения отдельных административных территорий для последующего приня­тия управленческих решений. Выполнен расчет долевого вклада каж­дого из факторных блоков обеспечения санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения. Установлено, что на формирование санитарно-эпидемиологического благополучия населения наиболь­шее влияние оказывает состояние здоровья населения (46,9%); менее сильно влияние социально-экономических показателей (29,8%) и факторов среды обитания (26,3%). При определении атрибутивной фракции предотвращенного риска нарушения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения установлено, что за счет мини­мизации и устранения негативного воздействия учтенных факторов

 

_______ Информационные технологии мониторинга... •*• Глава VII 0- 107

системы «человек — среда обитания» можно увеличить количество лиц, живущих в благоприятных условиях, на 43,6±1,9% дополнительно.

Установлен вклад социально-экономических и санитарно-гиги-енических факторов в развитие заболеваемости и смертности от зло­качественных новообразований, профилактические мероприятия включены в областную целевую программу «Онкология» (ТУ Роспо­требнадзора по Свердловской области, ФГУЗ «ЦГиЭ в Свердловской области», Федеральное государственное учреждение науки Екатерин­бургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоро­вья рабочих промпредприятий Роспотребнадзора, АНО «Уральский региональный центр экологической эпидемиологии»).

По итогам мониторинга реализации мероприятий Регионального плана действий по гигиене окружающей среды (РПДГОС) в Астрахан­ской области за 2003—2005 гг. освоено 2,5 млрд руб. Научный подход к решению проблем гигиены окружающей среды, обеспечивший реали­зацию мероприятий РПДГОС в Астраханской области в 2003—2005 гг., привел к заметным позитивным сдвигам в части улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения.

На современном этапе научные исследования требуют развития биомониторинга в системе СГМ как наиболее точного и объективно­го инструмента контроля за качеством окружающей среды. Перспек­тивным в этом направлении является изучение маркеров экспозиции, влияние которых на наиболее чувствительные группы населения дает возможность качественно и количественно сопоставить биопараме­тры маркера с уровнем воздействия токсического фактора. Обнару­жена взаимосвязь карцино-эмбрионального антигена в крови матери с генетическими изменениями наследственного аппарата клеток матери, вызванными экзогенными факторами, в том числе экологи­ческими. Доказано, что в условиях многолетней многокомпонентной нагрузки существует риск возникновения негативных изменений в состоянии репродуктивного здоровья населения даже при содержа­нии загрязняющих веществ в концентрациях ниже установленных гигиенических нормативов (Пермский НИИ детской экопатологии).

Таким образом, научно-аналитическое звено СГМ является одним из важнейших инструментов в разработке, принятии и реализации научно-практических программ по обеспечению санитарно-эпидемио­логического благополучия населения, без которого невозможно реше­ние задач в области профилактики нарушений здоровья человека.

Для обеспечения органов государственной власти и управления актуальной и достоверной информацией о состоянии здоровья насе- 108 -О Глава VII -Ф- Информационные технологии мониторинга...

ления России и безопасности среды обитания в рамках работ по Федеральной целевой программе «Электронная Россия» разработан экспериментальный образец АРМ, обеспечивающий сопряжение Федерального информационного фонда данных СГМ с Федеральным информационно-аналитическим центром Федеральной системы опе­ративного контроля состояния природных ресурсов и экономически важных или опасных объектов Российской Федерации. На основе анализа банков данных СГМ о состоянии здоровья населения, окру­жающей природной среды и санитарно-гигиенической и эпидемио­логической обстановки формируются территориальные целевые про­граммы профилактики заболеваний и оздоровления населения.

В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретают планирование и реализация террито­риальных целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентриро­вать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять ком­плексный подход к решению наиболее актуальных проблем здравоох­ранения на основе межотраслевого взаимодействия.

Роль территориальных целевых программ в развитии системы мониторинга состоит в стимулировании и развитии моделей охраны и укрепления здоровья в направлении эффективного решения задач оптимизации профилактических мероприятий и их широкого внедре­ния в реальную практику ЛПУ.

Так, заслуживает внимания отдельное направление системы мони­торинга — проектирование, планирование и реализация федеральных целевых программ1 профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения на региональном уровне, которые стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов РФ в решении насущных проблем здравоохранения на своих территориях.

Механизм участия территориальных органов власти в социальных целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Минздравсоцразвития РФ, фондов ОМС и орга­ном исполнительной власти субъекта РФ.

'Федеральная целевая программа — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, производственных, социально-экономических, организацион­но-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Информационные технологии мониторинга..

О Глава VII О 109

В настоящее время создана нормативно-правовая база, определяю­щая правила рассмотрения, утверждения и финансирования феде­ральных целевых программ1.

Так, реализация федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» как социально значимого заболевания на территориальном уровне осу­ществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком программы с исполните­лем программных мероприятий.

В рамках проектирования территориальной целевой программы для получения обоснованных результатов о действительном положе­нии и тенденциях развития артериальной гипертонии в качестве одного из методов решения проблемы её профилактики и лечения в системе программных мероприятий рассматриваются наряду с тех­нологией мониторинга и технологии скрининга2 как прототип целе­вых медицинских осмотров различных групп населения (рис. 20).

Следует отметить, что внедрение широкого спектра интегрирован­ных медицинских и организационных технологий для выявления, учета и контроля артериальной гипертонии помогает эффективно решать проблемы профилактической медицины как приоритетного направления для оптимизации профилактических мероприятий и их экономически обоснованного широкого внедрения в практику. Речь идет о развитии и использовании информационных технологий системной автоматизации работы на уровне организаций первичного звена здравоохранения (центров медицинской профилактики, сети территориальных ЛПУ), а также отдельных технологий диагностики и коррекции здоровья.

Известно, что важнейшим фактором повышения эффективности мониторинга является использование этой системы совместно с иными системами, в частности с системами скрининга, для диагно­стики донозологических состояний или профилактики неблагоприят-

1 Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государствен­ных нужд» утвержден порядок разработки и реализации ФЦП. Методическое руководство и координация работ по федеральной целевой программе возло­жены на Министерство экономики РФ.

2Скрининг — массовое обследование лиц, не считающих себя больными, для выявления скрыто протекающих заболеваний или других состояний (факторов риска будущих заболеваний); проводится с использованием простых, неинва-зивных диагностических процедур, имеющих высокую чувствительность.

 

Цель территориальной программы «Профилактика и лечение АГ»: стабилизация ЭС, связанной с АГ и комплексное решение проблем ее профилактики, диагностики, лечения, реабилитации больных с ее осложнениями в условиях модернизации системы первичного звена здравоохранения и оптимизации управления ЛПУ Задачи: реализация на региональном и местном уровнях системы программных мероприятий, включая мониторинг и оценку эффективности и экономической целесообразности, на основе концентрации ресурсов и межотраслевого взаимодействия Механизм реализации: повышение качества медицинской помо на основе внедрения эффективных форм организации, широкомасштабного распространения прогрессивных технологий в реальной практике ЛПУ: 1) новых организационных технологий мониторинга ЭС, раннего выявления, учета и контроля больных АГ, информационно-пропагандистских и образовательных технологий; 2) новых интегральных медицинских технологий (лечебных, профилактических и оздоровительных и иных достижений) Организация управлления программой и контроль за ходом ее реализации (проектирование, планирование, мониторинг и оценка)  

Рис. 20.Программно-целевые методы решения проблемы профилактики и лечения АГ на территориальном уровне.

ных изменений здоровья не только на популяционном, но и на инди­видуальном уровне.

Развитие научно обоснованной базы для организации профилакти­ческих обследований целевых групп населения как стратегии реализа­ции целевых программ профилактики и лечения социально значимых заболеваний позволяет решить проблему систематического контроля здоровья и выявления факторов, формирующих здоровье, на основе своевременной диагностики и направленной профилактики.

Разработка комплекса локальных автоматизированных медицин­ских информационных систем для оценки состояния здоровья и риска развития заболеваний дает возможность эффективного улучшения процессов оказания медицинской помощи и оптимизации коммуни­каций персонала в ЛПУ.

Решение этой сложной проблемы обеспечивается разработкой информационно-методического и программно-алгоритмического обеспечения комплекса локальных систем на основе научно-меди­цинских знаний, необходимых для организации массовых профилак­тических обследований с учетом достижений медицины, социологии, медицинской информатики и менеджмента качества; и опыта типич­ной практики модернизации процессов в ЛПУ в ходе реализации целевых профилактических программ.

__ Информационные технологии мониторинга... •*• Глава VII -Ф- 111

Проблемы разработки медицинских информационных систем и их внедрения в ЛПУ заключаются в решении задач: финансирования проектов, использования современных методов на основе интеграль­ных информационных технологий, обеспечения правовых аспектов.

Изучаются следующие медицинские информационные системы для ЛПУ:

1) медицинские информационные системы управления ресурсами (системы экономических служб, управления персоналом, документо­оборота, бухгалтерского учета);

2) медицинские информационные системы в организации лечеб­но-диагностического процесса (системы создания электронных меди­цинских карт, экспертные и интеллектуальные системы);

3) медицинские информационные системы организации персони­фицированного учета, целевых медицинских осмотров, мониторинга и оценки их результатов (электронные медицинские регистры, систе­мы учета движения пациентов в ЛПУ, оценки эффективности лечеб­но-профилактических мероприятий и программ).

Сопоставление результатов эксплуатации различных систем скри-нинга и мониторинга здоровья при решении задач профилактики в рамках целевых территориальных программ позволяет повысить диаг­ностическую и прогностическую эффективность этих систем и выде­лить в каждой из них как наиболее надежные, так и наиболее проблем­ные элементы. На этой основе могут быть созданы оптимальные локальные подсистемы, совместимые с системой мониторинга. Эти отдельные подсистемы могут включать наряду с общими методологи­ческими подходами и специфические подходы к оценке и коррекции состояния здоровья, ранжированию и прогнозированию для различ­ных территорий и групп населения.

Диагностические локальные системы (например, системы оценки качества жизни, оценки психической работоспособности и т.п.) приспособлены для целей донозологической диагностики и монито­ринга здоровья. Системы поддержки принятия решений по управле­нию здоровьем (например, реализация определенных стратегий оздоровления населения в области оптимизации двигательной активности, рациона питания и др.) используются для мониторинга эффективности осуществляемых профилактических мероприятий. Данный комплекс локальных компьютерных систем может быть использован при построении системы мониторинга в целях как отбо­ра значимых показателей здоровья, так и оптимизации структуры системы.

 

112 •Ф- Глава VII -Ф- Информационные технологии мониторинга..

Основными сферами развития системы мониторинга могут быть: выявление влияния целевой территориальной программы на медико-социальную ситуацию в регионе; прогнозирование потребности в медицинской помощи и развитии сети ЛПУ; корректировка и прогно­зирование стоимости программы; выявление недостатков в работе субъектов программы и принятие мер к их устранению.

В процессе обоснования конструктивного проекта системы мони­торинга большое внимание уделяется обоснованию системных техно­логий, описанию общих требований, технологических правил и их характеристик.

Мониторинг — необходимый прием оценки действенности выбранных технологий, качества технологизации и информатизации рабочих процессов.

Общие требования к проектированию системы мониторинга при­ведены на рис. 21.

Как видно из рис. 21, важнейшим достоинством проекта является понимание и формулировка общих требований к проектированию системы мониторинга для выхода на оптимальные управленческие решения в отношении их полезности и эффективности.

Переход на прогрессивные медицинские и организационные тех­нологии в ходе реализации системы мониторинга изначально предпо­лагает получение нового качества выполнения и повышение техноло­гичности рабочих процессов. Системные интегральные технологии

Информационные технологии мониторинга..

•> Глава VII

113

(УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛИ, ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЪЕКТ, СЛЕЖЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ЕГО СВОЙСТВ, КАЧЕСТВ И СТЕПЕНЬ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ЦЕЛИ)