Склонность к чувственному усвоению исторических знаний.

Тема 4

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Специфика исторических знаний

 

Прежде чем говорить об особенностях усвоения историче­ских знаний учащимися с нарушением интеллекта, надо чет­ко представлять, что же такое исторические знания? В чем их специфика по сравнению с математическими, грамма­тическими или иными знаниями?

Знания— это главный элемент содержания историческо­го образования как в общеобразовательной школе, так и в спе­циальной (коррекционной) школе. Они концентрируют в себе социальный опыт человечества и нужны для правильного понимания многообразия, сложности и противоречивости со­бытий и явлений современной жизни. Знание истории — важ­ный фактор воспитания личности и формирования мировоз­зрения учащихся.

Методисты-историки выделяют функции исторических знаний и их структуру [4. С. 73—74].

Исторические знания в процессе обучения выполняют ряд функций и направлены на создание представлений об ис­торической действительности; научной картины развития человеческого общества; ориентировочной основы действия (указание на то, как надо поступать в процессе овладения зна­ниями: определить явление, выявить его сущность, провести сравнение); эмоциональной атмосферы, эмоционального, личностного отношения к познаваемой действительности, т. е. через историю осуществляется воспитание личности.

Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. События в общественно-историческом процессе совер­шаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учеников знания хронологии, а лока­лизация в пространстве — знания исторической географии.

События, хронология, историческая география познают­ся через конкретные эмоционально окрашенные образы и составляют первый компонент структуры исторических знаний — исторические представления.

От создания образов об исторических фактах ученики пе­реходят к познанию их внутренней сущности и установлению взаимосвязи между ними. Второй компонент исторических знаний — исторические понятия.

Объяснения сущности исторических фактов и историче­ских процессов осуществляется через систему понятий, за­конов и формирования понимания закономерностей ис­торического процесса, что составляет третий компонент структуры исторических знаний.

В структуру исторических знаний входят способы дейст­вия с историческим материалом. Школьники изучают исто­рические факты, воспроизводят и учатся применять ранее по­лученные знания. На основе знаний о способах действия ученики овладевают определенными умениями и навыками, повышается уровень их познавательной деятельности.

Знание учителем роли, функций и структуры историче­ских знаний позволяет эффективнее реализовать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Содержательная сторона исторических знаний также от­личается большим разнообразием. Это события и явления со­циально-экономической жизни (развитие хозяйства в разные исторические эпохи, положение различных социальных групп и классов); политические события и процессы (разви­тие революционного движения, борьба за независимость); достижения культуры (деревянное и каменное зодчество, раз­витие живописи, книгопечатание и т. п.).

В специальной (коррекционной) школе обучение истории осуществляется по программе, отличающейся от программы общеобразовательной школы. Но несмотря на элементарный курс истории, на уроках дети с нарушением интеллекта учатся понимать поступки людей, анализировать события и явления, имея дело, главным образом, с их словесными обозначениями. При этом чувственное восприятие играет вспомогательную роль, т. к. с помощью учителя учащиеся 7—9 классов способны уже выделить из окружающего мира факты и явления, характеризующие жизнь людей, их труд, борьбу в прошлом и настоящем. Поэтому очень важно на уроках истории приучать школьников задумываться над объ­яснением поступков людей, учиться на положительных при­мерах.

При изучении исторического материала необходимо со­блюдать ряд условий:

• Изучение жизни и деятельности людей должно вестись в хронологической последовательности с одновременным вы­яснением влияния изменений в труде на движение общества вперед.

• Событие должно быть всегда отнесено к соответствую­щему месту и времени.

• Учащихся следует постоянно подводить к выводу о том, что все перемены в обществе совершаются не сами собой, а являются результатом действий многих людей, среди ко­торых важное место занимают выдающиеся исторические деятели.

Понимание и усвоение исторических знаний — процессы связанные между собой. Степень понимания изучаемого ма­териала накладывает отпечаток на глубину, прочность усво­енных знаний. Наиболее полную и систематизированную характеристику понимания учебного материала учащихся с нарушением интеллекта дает В.Я. Василевская [1].

Исторические события и явления, которые учащиеся по­лучают на уроках, зачастую отдалены от сегодняшнего дня на годы, десятилетия, века, поэтому с трудом воспринимае­мыми учениками специальной (коррекционной) школы не­редко остаются абстракциями.

«Учитывая, что основным недостатком познавательной дея­тельности умственно отсталых детей является нарушение отвлечения и обобщения, т. е. таких процессов, которые являются первостепенными при восприятии исторических знаний, можно понять сложность обучения историческому материалу наших учащихся», — отмечает Е.Т. Голикова [2. С. 16].

Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных програм­мой, учитель должен продуманно организовать их деятельность на уроке. Для этого ему необходимо четко представлять осо­бенности усвоения исторических знаний учащимися специаль­ной (коррекционной) школы.

Особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта

Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта явля­ется склонность их к чувственному познанию мира (работы В.Г. Петровой, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф и др.)- Однако воз­можности совершенствования сенсорной деятельности учащих­ся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности. Это относится и к обучению истории. Вводя школьников в мир сложных об­щественных отношений отдельных эпох, учитель должен обеспечить условия для возникновения у них соответствую­щих ощущений (зрительных, слуховых, осязательных), т. к. от остроты и силы этих ощущений будет в определенной сте­пени зависеть правильность восприятия новых исторических сведений. Учитывая особенности восприятия учащихся спе­циальной (коррекционной) школы, учителю надо давать осо­бенно точное и экономичное описание изучаемых историчес­ких фактов, одновременно отграничивая их от иных объек­тов познания.

Так, сравнение крестьянина и рабочего XIX в. следует начать с создания их зрительного образа, причем обязатель­но в действии: показать картины (иллюстрации, рисунки), на которых изображены крестьянин и рабочий, причем оба работают (где, какими орудиями, что делают?); рассмотреть отдельно орудия, определить их назначение. Но, применяя опору на чувственное познание, учителю необходимо соот­нести непосредственно воспринятое со знаниями, полученны­ми детьми ранее. (Когда, где видели, как пашут землю? При этом следует постоянно помнить и о том, что представления обычно бывают беднее непосредственных восприятий, а по­этому без опоры на наглядность уже известные учащимся 7— 9 классов специальной (коррекционной) школы образы (по­мещик, боярин, купец) теряют свои индивидуальные черты. В связи с этим на уроках истории необходимо постоянно использовать разнообразную наглядность, но вариативно. Опора на зрительные образы должна стать ведущей и при объяснении нового материала учащимся, и при его закреп­лении.