Оператор выбора

Условный оператор

Составной оператор

Пример программы (линейный алгоритм)

Program First;

Uses Crt;

Var

R, L, S:Real;

Begin

ClrScr;

Write('Введите радиус->');

Readln(R);

L:=2*Pi*R;

S:=Pi*R*R;

Writeln('Длина окружности - ',L);

Writeln('Площадь круга - ',S);

Readkey;

End.

Составной оператор - это группа операторов, заключенных в операторные скобки, которыми является пара ключевых слов Begin и End. Таким образом, составной оператор включает в себя другие операторы (простые, не содержащие других операторов, или другие составные, или структурные). Составной оператор применяется в тех случаях, когда синтаксис языка Pascal допускает использование только одного оператора, в то время как семантика программы требует задания некоторой последовательности действий. Это, в частности, бывает необходимо при реализации разветвляющихся и циклических алгоритмов. Пример:

В языке Pascal для реализации разветвляющихся алгоритмов используется условный оператор, который имеет две формы: полную и краткую.

Полная форма условного оператора имеет формат:

if <логическое выражение>

then <оператор 1>

else <оператор 2>;

Если < логическое выражение > - истинно, то выполняется <оператор 1>, иначе (если < логическое выражение > = ложно) - оператор 2.

Например:

if x<0 then x:=x+1

else x:=x-1;

Краткая форма условного оператора имеет формат:

if <логическое выражение>

then <оператор 1>;

Если логическое выражение истинно, то выполняется <оператор 1>, в противном случае выполняется оператор, расположенный в программе после условного оператора IF.

Например:

if x<0 then x:=x+1;

s:=s+x;

Действие условного оператора можно расширить путём использования составного оператора, который имеет формат:

begin

<последовательность операторов>

end

Последовательность операторов, заключённая между ключевыми словами begin и end, воспринимается в языке Pascal как один составной оператор и может быть размещена в условном операторе.

Например:

if x<0

then

begin

x:=x+1;

y:=y+1

end

else

x:=x-1;

Оператор выбора позволяет программировать ветвления по многим направлениям. Этот оператор организует переход на одну из нескольких ветвей в зависимости от значения заданного выражения (селектора выбора).

Формат оператора выбора:

case <S> of

<C1>: <оператор 1>;

<C2>: <оператор 2>;

. . .

<CN>: <оператор N>

else <оператор N+1>

end;

Здесь <S> — выражение-селектор, которое может иметь только простой порядковый тип (целый, символьный, логический).

<C1>,..., <CN> — константы того же типа, что и селектор, выполняющие роль меток ветвей. Метки ветвей могут быть заданы списком констант, перечисленных через запятую, или интервалом.

Исполнение оператора начинается с вычисления выражения <S>, полученное значение сравнивается с константами (метками) и выполняется соответствующий оператор. Если ни одна из меток не совпала со значением <S>, то выполняется оператор после слова else.

Возможно использование неполного оператора выбора без ветви else. Если она отсутствует и значение выражения <S> не совпадает ни с одной из перечисленных констант, весь оператор рассматривается как пустой. В отличие от оператора if перед словом else точку с запятой можно ставить.

Пример:

case i of

0, 2, 4, 6, 8: writeln(‘четная цифра’);

1, 3, 5, 7, 9: writeln(‘нечетная цифра’);

10 . . 100: writeln(‘число от 10 до 100’);

else

writeln(‘отрицательное или >100’)

end;

Задача.

В старояпонском календаре был принят двенадцатилетний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Написать программу, которая по номеру года определяет его название в старояпонском календаре, если известно, что 1996 г. был годом крысы — началом очередного цикла.

Решение.

Поскольку цикл является двенадцатилетним, поставим в соответствие название года остатку от деления номера этого года на 12. При этом учтем, что остаток от деления 1996 на 12 равен 4.

program Goroskop;

var

year:integer;

begin

write('Введите год->');

readln(year);

case year mod 12 of

0:WriteLn ('Год Обезьяны') ;

1:WriteLn ('Год Петуха');

2:WriteLn ('Год Собаки');

3:WriteLn ('Год Свиньи');

4:WriteLn ('Год Крысы' ) ;

5:WriteLn ('Год Коровы' ) ;

6:WriteLn ('Год Тигра');

7:WriteLn ('Год Зайца');

8:WriteLn ('Год Дракона');

9:WriteLn ('Год Змеи' ) ;

10:WriteLn ('Год Лошади');

11:WriteLn ('Год Овцы')

end

end.

Задача.

По введенному номеру дня недели определите название дня недели.

Решение.

Program vibor;

Uses CRT;

Var n:integer;

Begin

ClrScr;

Write('Введите номер дня - ');

Readln(n);

case n of

1:Writeln('Понедельник');

2:Writeln('Вторник');

else Writeln('Такого дня недели нет')

end;

Readkey

End.