Характеристика школьного учебника истории

Учебник— основной источник знаний и основное средст­во обучения, на которое опирается учитель. В нем излагаются основы науки в соответствии с возрастом учащихся, уровнем их подготовки, познавательными возможностями. Основное назначение учебника заключаются в том, чтобы обеспечивать целостность научных знаний по предмету, систематизацию основных положений науки, органическую связь теории с практикой.

Учебник должен соответствовать школьной программе по предмету, т. к. он обеспечивает ее реализацию в учебном про­цессе. Для специальной (коррекционной) школы VIII вида нет «своего» учебника истории, поэтому преподавание пред­мета строится на основе учебника истории для 5 класса об­щеобразовательной школы.

Ученики с нарушением интеллекта изучают историю по учебнику для 5 класса общеобразовательной школы «Расска­зы по родной истории» (авторы Н.И. Ворожейкина, В.М. Со­ловьев, М.Т. СтуДеникин).

Учебник истории состоит из ряда компонентов:

а) текст:основной (тексты параграфов), дополнительный (от­рывки из литературных произведений, тексты под рубрикой «Это интересно», небольшие тексты к некоторым иллюстраци­ям), пояснительный (сноски, названия иллюстраций);

б) внетекстовые компоненты:аппарат организации усвое­ния (система вопросов и заданий после каждого параграфа и после каждой темы), иллюстративный материал (карти­ны, портреты, фотографии, рисунки, карты, схемы, хроно­логическая таблица), аппарат ориентировки (оглавление, заголовки тем, номера и названия параграфов, условные обоз­начения; выделенные в тексте даты и понятия).

Структура учебника определяется системой отбора фак­тов. Учебник делится на главы и параграфы. Каждый пара­граф имеет целостный законченный сюжет, они одинаковы по объему (примерно три страницы) число их соответствует урокам за год (56). В специальной (коррекционной) школе материал учебника изучается в течение трех лет, значит ино­гда параграф разбивается на 2—3 урока, а в случае отсутст­вия материала в учебнике, учитель выполняя программу, ис­пользует другие источники знаний.

Учебник истории выполняет ряд функций, в специальной (коррекционной) школе они имеют свою специфику.

Информационная функция.Учебник должен раскрывать содержание программы, а значит соответствовать ей, осуще­ствлять дозировку материала на каждый урок, давать учащимся переработанные и преобразованные основы науч­ных знаний. Информационную функцию выполняют основ­ные и дополнительные тексты и иллюстративный материал учебника.

Содержание учебника для 5 класса общеобразовательной школы «Рассказы по родной истории» не полностью соответ­ствует действующей программе по истории специальной (коррекционной) школы, так как ее авторы не ставили це­лью положить в основу программы курс истории 5 класса об­щеобразовательной школы, как это было прежде (в основу программы 1986 года был положен эпизодический курс ис­тории СССР, изучавшийся по учебнику 5 класса общеобра­зовательной школы «Рассказы по истории СССР» авторов Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейна).

Программа по истории лишь частично обеспечивается ма­териалом учебника и требует привлечения дополнительных источников исторических знаний на урок. Менее всего обес­печена материалом учебника тема 9 класса «Отечественная история 1945—2000 гг.» (2 параграфа). Поэтому выборочно учитель может использовать учебники истории для старших классов общеобразовательной школы, обращаться к допол­нительной исторической художественной и научно-популяр­ной литературе, документальным источникам.

На тех уроках, которые обеспечены материалом учебника, школьники с нарушением интеллекта получают необходимую доступную им информацию. Тексты носят разнообразный ха­рактер: повествовательный, описательный, содержат элемен­ты объяснения: в них дано больше фактического материала по сравнению с теоретическими положениями, что соответствует познавательным возможностям учащихся специальной (кор­рекционной) школы. Кроме основных текстов в учебнике содер­жится разнообразный дополнительный материал. Под рубрикой «Это интересно» даны тексты познавательного характера, рас­ширяющие кругозор учащихся. Они содержат, например, све­дения об именах и их значении, сведения из истории одежды, вооружения, денег, из истории создания памятников и т. п.Помимо этого основные тексты дополняются отрывками из ху­дожественных произведений, которые необходимо зачитывать на уроке для эмоционального восприятия материала. Также до­полнительную информацию содержат подписи и небольшие тексты к некоторым иллюстрациям.

Иллюстративный материал учебника богат и разнообра­зен, представляет собой ценный источник исторического познания, поэтому его необходимо использовать при работе над текстом параграфа. На основе иллюстраций учебника у школьников с нарушением интеллекта формируются ис­торические представления и понятия.

Систематизирующая функция.Эта функция учебника обеспечивает последовательность изложения и систематиза­цию материала. Так же, как и в программе, материал в учеб­нике истории представлен в хронологической последователь­ности. Он систематизирован в темах (всего их девять), но ни по формулировкам, ни по содержанию и количеству темы учебника не совпадают с программой. Материал каждой те­мы разбивается на отдельные параграфы, имеющие номер и название. Например, тема «Удивительный мир истории» представлена следующими параграфами (статьями):

• История — дорога во времени и пространстве.

• Находки археологов.

• Грамотность на Руси.

• Моя родословная.

После каждого параграфа даны вопросы и задания, на­правленные на закрепление, обобщение и систематизацию заданий учащихся. Но так как эти вопросы сформулирова­ны ко всему параграфу, а в специальной (коррекционной) школе он не всегда изучается на одном уроке, то количество вопросов будет недостаточным и их необходимо дополнять самому учителю.

Знания по каждой теме обобщаются и систематизируют­ся на повторительно-обобщающих уроках, основой для под­готовки которых служат вопросы и задания под рубрикой «Проверь себя».

По своему характеру и формулировкам эти вопросы и за­дания отличаются от тех, которые даны к текстам и требуют не только воспроизведения отдельных фактов, но и их отбо­ра, сопоставления, обобщения. Приведем примеры таких во­просов и заданий к теме «Наше Отечество в XIII—XVI вв.»:

— О каких событиях сообщали летописцы: «Если не при­дет кто завтра на реку... — да будет мне враг!»; «Наши стре­ляли и из пищалей, многих татар убили, а их стрелы падали и никого не ранили»; «Приди ко мне брате, в Москов!»; «...и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду...»?

— Выбери нужную дату к следующим событиям: первое упо­минание о Москве, Куликовская битва, Ледовое побоище, ко­нец зависимости Руси от Орды (1480, 1147,1380,1242).

— Объясни, почему в XIII в., несмотря на упомянутую борьбу, Русь не могла отразить нападение монголо-татар, а в Куликовской битве одержала победу над захватчиками.

Контролирующая функция. Эта функция обеспечивает ус­воение и закрепление материала, формирует желание само­стоятельно приобретать знания.

Контролирующую функцию выполняют вопросы и зада­ния после каждого параграфа, на которые ученик ориенти­руется прежде всего при подготовке домашнего задания, а также вопросы и задания к повторению материала каждой темы. Все эти вопросы носят разнообразный характер и по­могают учителю проконтролировать знания учеников, об­легчить их усвоение, ликвидировать пробелы в знаниях.

Воспитательная функция. Эта функция реализует обра­зовательно-воспитательные цели обучения истории.

Материал учебника обладает большим воспитательным потенциалом, поэтому при чтении текстов важно добивать­ся от учеников не только знания фактов, но и их отклика на изучаемые события, поступки людей и т. д. Воспитательный аспект прослеживается в формулировке некоторых вопросов (например, «Объясни, что сделали для России Минин и По­жарский, за что их благодарят потомки»; «Опиши одну из картин, репродукции которых помещены в учебнике, какие чувства она у тебя вызывает?»; «Почему нужно беречь и ох­ранять исторические памятники?» и т. п.).

Воспитательный момент присутствует и в обращении ав­торов учебника к школьникам с просьбой сохранять учебную книгу, относиться к ней аккуратно и бережно.

Развивающая функция. Эта функция учебника реализу­ется на основе введения в каждую тему дополнительного ма­териала, представляющего познавательный интерес и расши­ряющего кругозор учащихся. Он дается под рубрикой «Это интересно» и соответствует изучаемой эпохе, показывая те ее особенности, которые не нашли отражения в текстах па­раграфов. Например, в теме «Удивительный мир истории» (вводный ко всему курсу) представлены три таких дополни­тельных текста: «Щит и герб», «Как измеряли старину», «Как города и села называли».

Кроме того, в учебнике содержатся тексты повышенной трудности (помечены звездочкой), чтение которых не носит обязательного характера; по усмотрению учителя они могут изучаться в классе всеми учениками или предлагаться в ка­честве дополнительного чтения отдельным ученикам, хоро­шо усваивающим исторический материал и интересующим­ся историей. К таким текстам относятся, например, «Дворец царя Алексея Михайловича», «Юность Петра» и др.

Разнообразный характер вопросов и заданий учебника спо­собствует развитию познавательных процессов учащихся, умений работать с различными источниками. Часть вопросов и заданий повышенной сложности (помечены звездочкой) не­доступны всем ученикам с нарушением интеллекта. К таким вопросам и заданиям относятся, например, следующие: «Подготовь рассказ о своем крае», «Попробуй объяснить, как новая вера помогла укрепить связи Руси с христианскими странами» и т. п. Эти вопросы требуют глубокого осмысле­ния, достаточно широких знаний, умения использовать раз­личные источники, поэтому в специальной (коррекционной) школе они не могут быть обязательными для всех учеников.

Различные возможности в использовании основных допол­нительных текстов, иллюстраций и заданий, представлен­ных в учебнике, позволяют осуществить разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников специальной (коррекционной) школы.

В ряде специальных (коррекционных) школ VIII вида обучение истории ведется по учебнику «История Отечества» (авторы И.М. Лебедева, Л.К. Ермолаева, Л.П. Разбегаева), предназначенному для учащихся 5 класса общеобразова­тельной школы [3]. Этот учебник полнее и глубже освещает события российской истории, но он также не совпадает с про­граммой специальной (коррекционной) школы и отличается более сложной подачей материала и менее удачным подбо­ром иллюстраций.

Таким образом, вопрос о создании учебников истории для специальной (коррекционной) школы, рассчитанных на каж­дый год обучения (7, 8 и 9 классы), остается в настоящее вре­мя весьма актуальным.

Вопросы и задания

1. Раскройте образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи курса истории специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида.

2. Проанализируйте программу по истории для специальной (коррек­ционной) школы по следующему плану:

а) реализация в программе по истории основных принципов по­строения школьных программ;

б) структура курса истории, его хронологические рамки, содержа­ние материала по годам обучения (7, 8 и 9 классы);

в) система ведущих понятий курса истории;

г) методические рекомендации для учителей, данные в пояснитель­ной записке.

3. Проанализируйте учебник «Рассказы по родной истории» по следую­щему плану:

а) структурные компоненты учебника;

б) характеристика основных текстов;

в) характеристика иллюстративного материала;

г) аппарат организации усвоения (система вопросов и заданий);

д) аппарат ориентировки.

Литература

1. Вагин АЛ. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.И. Ворожейкина, В.М. Со­ловьев, М.Т. Студеникин. М., 1999.

3. Лебедева И.М., Ермолаева Л.К., Разбегаева Л.П. История Отечества. Учебное пособие по истории для учащихся 5 класса средней школы. СПб, 1996.

4. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964.

5. Программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. — История. Обществоведение. М., 2000.

6. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогатель­ной школе / Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1972.

7. Сухомлинский ВА. Родина в сердце. М., 1972.