НЭП: сущность, значение, противоречия

Национальная политика Советского государства и образование СССР

Декларация прав народов России,принята 2 ноября 1917 года,

провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшая составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.), оформила законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решить вопрос о своем вхождении в Советскую Федерацию. Согласно принципу о праве наций на самоопределение советское правительство признало государственную независимость Финляндии, был подписан декрет об отказе от договоров о предыдущих разделах Польши.

Воспользовавшись своим правом на самоопределение вплоть до отделения в годы Гражданской войны, многие народы бывшей Российской империи создали собственные национально-государственные образования, хотя не все из них были устойчивыми. После окончания Гражданской войны начался процесс движения к объединению, которое привело в результате к образованию новой российской государственности – СССР.

Этапы образование СССР:

1) актом, который учреждал Союз ССР, стал Договор, который заключили четыре республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация; 2) 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей этих республик (I съезд Советов Союза СCP) утвердил Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

3) основы государственного устройства СССР закрепила Конституция СССР, которая была принята в 1924 г. В соответствии с Конституцией СССР закреплялось федеративное устройство (И.В. Сталин первоначально предлагал план автономизации) и право свободного выхода из СССР.

X Съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял решение о переходе к новой экономической политике.

Сущность новой экономической политики:

1) продразверстка заменялась существенно менее изнурительным продналогом – деревня постепенно начала оживать;

2) были разрешены некоторые элементы частного предпринимательства, хотя и под строгим государственным надзором;

3) сфера экономической свободы коснулась исключительно легкой промышленности; посреднической и розничной торговли; кредитных операций на относительно небольшие суммы.

Наиболее рентабельными были кооперативные предприятия, так как государство обложило нэпманские предприятия очень высокими налогами (до 50 % дохода). Хотя В.И. Ленин и заявил о том, что НЭП – «это всерьез и надолго», прозорливые предприниматели предвидели скорое окончание этой политики в Советской России, поэтому предпочитали не организовывать свои предприятия, а арендовать их у государства.

В результате политики государственного сдерживания производительность предприятий, открытых частными лицами, не превысила и 5 % от общей стоимости производимой в стране продукции. Гораздо выше была роль частного сектора в торговле.

Во время НЭПа преобразилось управление государственным сектором экономики:

1) чтобы сделать его конкурентоспособным перед нэпманами, советское правительство старалось децентрализовать промышленность и торговлю, используя при этом механизмы экономической заинтересованности;

2) близкие по месторасположению и отраслевой принадлежности предприятия объединялись;

3) торговля находилась в руках государственных торговых синдикатов;

4) постепенно увеличивалась денежная часть зарплаты, начали выдавать премии за производительный труд. Хотя быстрому возврату к товарно-денежным отношениям мешали разнообразие видов денежных знаков, которые были на руках у населения, и высокие темпы инфляции.

Народный комиссариат финансов (нарком – Г.Я. Сокольников) провел в 1922–1924 гг. денежную реформу. Важнейшим мероприятием реформы стало введение в обращение банковских билетов, которые были обеспечены золотом, – червонцев.

Итоги и значение новой экономической политики:

1) самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий – предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами;

2) нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926–1927 гг. (хотя в годы политики НЭПа произошло несколько кризисных ситуаций, в частности: кризис сбыта 1923 г., товарный кризис 1925 г.);

3) в различных отраслях хозяйства страны был достигнут уровень производительности 1913 г.;

4) однако, частный сектор при административно-командной системе работал неэффективно. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. склонилось ко второму.