Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса

Причины и характер войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанты). Это была борьба за передел мира между крупными державами: за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. По своему характеру она была несправедливой, антинародной.

Россия, вступая в войну, преследовала цели: укрепить свои позиции на Черном море, захватить проливы Босфор и Дарданеллы.

Поводом к войне послужило убийство Г. Принципом в Сараево наследника австрийского престола, Франца Фердинанда. После этого Австро-Венгрия начала агрессию против Сербии.

Ход военных действий. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. После чего Россия начала военную мобилизацию. В ответ на это Германия объявила войну России и Франции. В начале августа в войну вступила и Англия. Италия покинула своих партнеров по Тройственному союзу и присоединилась к Антанте. Япония выступила на стороне Антанты. Германия привлекла на свою сторону Турцию и Болгарию.

В Первую мировую войну были втянуты 38 государств, почти три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигло 73,5 млн человек.

В 1915 г. военные действия Германия переместила на Восточный фронт. Несмотря на упорное сопротивление русской армии, Германии удалось захватить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины.

Причины неудач русской армии:

1) хотя Россия и совершила перед войной большой скачок в экономическом развитии, но ее потенциала не хватало, чтобы справиться с колоссальными военными потребностями. Не хватало вооружения и боеприпасов;

2) неудачи России объясняются и позицией союзников, Англии и Франции, которые вопреки обязательствам ограничились обороной, не вели активных военных действий против Германии.

В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции, началась осада крепости Верден, которая прикрывала прямой путь к Парижу.

Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго-Западном направлении, в Галиции, против Австро-Венгрии. На этом направлении армии под командованием генерала А. Брусилова совершили блестящий маневр, получивший название Брусиловского прорыва, взломавшего австро-венгерскую оборону. В результате этого наступления русские войска вернули почти всю Буковину, создали угрозу вторжения в Венгрию. Войска противника оказались на грани разгрома. На Кавказском фронте русские овладели Эрзерумом и Трапезундом.

Но война в этот период уже резко обострила внутренние противоречия в России. Самодержавие не справлялось с переводом экономики на военные рельсы. Война стала катализатором развития революционных событий 1917 г.

«Серебряный век» русской культуры»

Начало ХХ века вошло в историю русской культуры под именем «серебряного века». Расцвет культуры и науки продолжался. Особое значение в науке имели работы И.П. Павлова в физиологии, изобретение радио А.С. Поповым.

В философии выступила целая плеяда мыслителей религиозно-идеалистического направления, основанного в конце XIX в. В. Соловьевым и К. Леонтьевым; теперь его представили Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов, И. Ильин и др.

В литературе особого расцвета достигла поэзия, в которой появилось целое созвездие имен: А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, И. Северянин, позднее С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Цветаева и др.

В прозе новые высоты связаны с творчеством блестящего мастера стиля, первого среди русских Нобелевского лауреата И. Бунина, А. Куприна, М. Горького.

Вершиной реалистического искусства в драматическом театре стала получившая мировое признание режиссерская система К. Станиславского, основавшего Художественный театр в Москве (впоследствии МХАТ). Огромный всемирный успех имело также вокальное артистическое искусство Ф. Шаляпина в опере.

Продолжал греметь на весь мир русский балет, новые достижения которого связаны с именем хореографа С. Дягилева. В музыке блистали С. Рахманинов, завоевавший мировую славу как пианист, А. Скрябин.

Особенностью этого периода в культуре стало то, что отмеченный выше кризис традиционной морали (следствие технического прогресса, социальных изменений и урбанизации) определил новые веяния в ней.

Наряду с продолжавшими развиваться традициями реализма (Бунин, Куприн, в театре – Станиславский) и возродившегося неоромантизма (Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Цветаева, отчасти Горький, в музыке – Скрябин), массовое развитие получили поиски новых форм в искусстве, связанные с явлениями авангардизмаидекаданса.

В литературе среди них выделялись символизм (главный представитель – Блок) и футуризм (во главе с Маяковским), в живописи – абстракционизм (М. Шагал, А. Малевич, П. Кандинский, близок к этому направлению романтик М. Врубель).

Тема 12

Падение самодержавия. Политическая борьба в России

в 1917-1920 гг