Столыпинская аграрная реформа 1906–1917 гг.

Июня 1907г. была разогнана 2-я Госдума и изменён избирательный закон. Сократилось представительство в ней рабочих и крестьян. Это было сделано вопреки законам без согласия Думы и потому являло собою государственный, так называемый «третьеиюньский переворот».

Третьеиюньская монархия» и деятельность Государственной Думы

Парламентская системадореволюционной России была основана на разделении избирателей на 4 курии (помещичья, городская, крестьянская и рабочая) с неравными нормами представительства (особенно усилилось это неравенство по столыпинскому закону 3 июня 1907 г.). Неравные права получили также национальные меньшинства. Не получили избирательного права не имевшие имущественного ценза (кроме крестьянских общин и рабочих), а также духовенство, военные (в соответствии с принципом «армия вне политики») и женщины (последние не имели его во всем мире до Первой мировой войны). Выборы были не прямыми, а 2-степенными, как в США, через выборщиков. По такой системе избиралась нижняя палата парламента – Государственная дума.

Верхнюю палату представлял реформированный Государственный совет, призванный быть консервативным «амортизатором» Думы. В отличие от нее, он наполовину назначался императором (как и раньше), а наполовину избирался, но только от представителей первых двух курий (т. е. без участия крестьян и рабочих).

По Основным законам император сохранял всю полноту исполнительной власти и – наравне с Думой – право законодательной инициативы. Закон считался принятым после принятия его обеими палатами и утверждения царем.Император имел право досрочного роспуска Думы и назначения новых выборов, а также в перерывах между думскими сессиями издавать самостоятельно указы, имевшие силу закона. (Этой лазейкой в законодательстве широко пользовалось правительство. Именно таким путем, в обход «парламентской канители», Столыпин провел свою аграрную реформу, утвержденную Думой в качестве закона лишь в 1910 г., когда реформа проводилась уже четвертый год и была на полном ходу). В целом политический строй оставался авторитарным.

Историю Думы можно разделить на два периода:

1906–1907 – 1-я и 2-я Думы, в которых преобладали кадеты. Обе стояли в резкой оппозиции к правительству и были распущены досрочно.

1907–1917 (после произвольного изменения Столыпиным избирательного закона) – 3-я и 4-я Думы, в которых лидировали октябристы. Обе эти Думы были относительно лояльны к правительству либо занимали конструктивную оппозицию, вплоть до назревания политического кризиса в ходе Первой мировой войны.

После революционных событий 1905–1907 гг. наиболее дальновидные политики понимали, что для предотвращения социального взрыва необходимо реформировать многие стороны жизни общества, прежде всего решить крестьянский вопрос. Инициатором реформы стал председатель Совета министров (1906-191 1 гг.) П.А. Столыпин. П.А. Столыпин, бывший саратовский губернатор, позже министр внутренних дел, был назначен премьер-министром в 44 года. Являлся реформатором авторитарного типа. Столыпин был убежден, что без стабилизации обстановки в стране, без «успокоения» народа даже путем жестоких мер намеченные преобразования обречены на провал. За свою жесткую политику в либеральных и радикальных кругах снискал славу «вешателя».

Содержание реформы. 9 ноября 1906 г. был издан указ, который:

1) предоставлял крестьянам право свободно покидать общины, закрепляя в собственность причитающуюся часть общинной земли;

2) крестьянин мог получить землю в виде отдельного участка (отруб), на который мог перенести и свою усадьбу (хутор).

Таким образом, указ не разрушал специально крестьянские общины, но развязывал руки крестьянам, желавшим хозяйствовать самостоятельно. Таким образом, планировалось создать в деревне прослойку крепких домовитых хозяев, чуждых революционному духу, и в целом повысить производительность сельского хозяйства. Указ, принятый в период междумья, сразу вступил в действие как «чрезвычайный».

Большая роль возлагалась на Главное управление землеустройством и земледелием (с 1908 г. – Министерство земледелия), которое организовало на местах правильное размежевание земли. Планировалось развитие медицины и ветеринарии, оказание социальной помощи крестьянам.

Чтобы разрешить вопрос малоземелья, были организованы переселения крестьян из зон с острым дефицитом земли в Сибирь, Казахстан, другие районы. Переселенцев, кроме того, освобождали на длительное время от налогов, выдавали денежное пособие по 200 руб. на одну семью.

Итоги реформы:

1) к 1916 г. из общин выделилось около 26 % домохозяев, что очень много. Но только 6,5 % из них перешли на отруба, а 3 % организовали хутора, в основном это были середняки, крепкие крестьяне (кулаки) зачастую не торопились покидать общины, так как обычно возглавляли их организацию;

2) оказанию крестьянству медицинской и социальной помощи мешал недостаток средств;

3) организация переселения оказалась не на высоте, поэтому из 3,5 млн переселенцев около 500 тыс. самостоятельно возвратились обратно. Хотя в целом эта политика имела прогрессивный характер, население Сибири увеличилось, было освоено около 30 млн десятин земли;

4) самыми значительными удачами реформы оказались ее косвенные результаты:

– у крестьян проснулся интерес к достижениям агрономической науки;

– увеличился спрос на сельскохозяйственные машины и инструменты;

– начала развиваться свободная крестьянская кооперация, как потребительская, так и производительная.